lkitross (lkitross) wrote in machanaim,
lkitross
lkitross
machanaim

Потрясение в Шавуот

Дима Копелиович постоянно выступает в синагоге, а также ведет лекции в сети, а также занимается с детьми, а также организует благотворительность, и как ему все это удается? Лекции в сети доступны не только аудио, но и текст.
Во время наступления праздника Шавуот он довольно буднично рассказал нечто, что меня лично потрясло. И это притом, что, казалось бы, должен знать в силу стажа и интереса к теме. Мне показалось, что не все слушатели оценили весь революционный потенциал сведений. Полностью выступление есть вот здесь, а я лишь добавлю, что именно так мне запало.
Дело в том, что любого читателя задевают слова Торы: «взыскивающий грехи отцов с сыновей до третьего и четвертого поколения» (Исход 20:5). Каким образом надо взыскивать грехи моих предков?! Тем более что это противоречит книге Второзаконие (24:16): «дети не будут умерщвляемы за отцов »
Известный комментарий пытается преодолеть трудность: это в случае, когда дети продолжают дела отцов, так говорится и в Талмуде (Берахот 7А )
אמר מר צדיק וטוב לו צדיק בן צדיק צדיק ורע לו צדיק בן רשע איני והא כתיב (שמות לד, ז) פקד עון אבות על בנים וכתיב (דברים כד, טז) ובנים לא יומתו על אבות ורמינן קראי אהדדי ומשנינן לא קשיא הא כשאוחזין מעשה אבותיהם בידיהם הא כשאין אוחזין מעשה אבותיהם בידיהם

. Пока читатель думает, достаточно ли хорошо обходится трудность, вот вам граната из Гемары (Макот 24А, внизу ): четыре вещи из Моше отменили пророки, и одна из них - «учитывающий грех отцов до третьего и четвертого поколения».
משה אמר (שמות לד, ז) פוקד עון אבות על בנים בא יחזקאל וביטלה (יחזקאל יח, ד) הנפש החוטאת היא תמות
Отметим, что в комментарии к этому месту Махарша отвергает эту стандартную попытку гармонизации между Исходом и Второзаконием, так как пророки Иехезкель и Иеремияу оба подчеркивают, что грехи отцов не влияют на детей ни в каком случае.
Но вот главное - бомба из Мидраша Бамидбар Раба (19:33)!

כשאמר לו הקב"ה פוקד עון אבות על בנים אמר משה רבש"ע כמה רשעים הולידו צדיקים יהיו נוטלין מעונות אביהם תרח עובד צלמים ואברהם בנו צדיק וכן חזקיה צדיק ואחז אביו רשע וכן יאשיה צדיק ואמון אביו רשע וכן נאה שיהו הצדיקים לוקין בעון אביהם אמר לו הקדוש ברוך הוא למדתני חייך שאני מבטל דברי ומקיים דבריך שנאמר (דברים כד,): "לא יומתו אבות על בנים ובנים לא יומתו על אבות וחייך" שאני כותבן לשמך שנאמר (מ"ב יד,): "ככתוב בספר תורת משה אשר צוה ה' וְגוֹ'"

Утверждается, что Моше оспорил справедливость учета грехов отцов, и Сам Всевышний согласился с его правотой, и сказал, что внесет исправления. Как следствие этого, Моше в своих речах, составляющих книгу Второзаконие сказал, что не умрут ни отцы за детей, ни дети за отцов.
Не знаю, как вас, а меня охватывает трепет - Моше поправил Бога! Полностью опровергнута идея, что на горе Синай получен какой-то моральный абсолют! По сравнению с этим все разговорчики, что Тора создает вектор для дальнейшего развития, а сами исходные законы – лишь исходная точка, что существует продолжающееся Откровение и тому подобное, - просто детский лепет, мидраш гораздо радикальнее! Интересно также отметить, что Бамидбар Раба – сочинение относительно позднее, это не Мудрецы Талмуда, а Средние Века, но это только подчеркивает их смелость.
И теперь можно вернуться к Аврааму. Он сходно с Моше спорил с Всевышним о разрушении Содома, и за это его все одобряют. Но когда дело дошло до жертвоприношения человека, он должен был сказать «нет, людей мы в жертву не приносим» и получить ещё большую награду?
Я подозреваю, что хотя и можно дать кошерное толкование мидрашу (по-английски говорят explain away), основы зашатались.
И вот толкование мидраша, которое мне представлятся правдоподобным после размышлений. Рамбам, Малбим и другие все призывают не понимать Агаду буквально, а выявлять смысл. Так и в данном случае, Агада (Бамидбар Раба) не имеет в виду, что такой диалог между Всевышним и Моисеем действительно имел место. Смысл же в том, что верно, что исходные заповеди Торы есть исходная точка с которой надо вести моральный прогресс дальше. Притом, этот прогресс начинается с самого первого момента дарования заповедей, с самого Декалога и подчеркнут тем, что Бог сразу признал правоту Моше.
Выражение "учета грехов отцов" после Декалога встречается ещё дважды: в разделе Ки Тисса в Исходе 34:7 и в разделе Шлах в Числах 14:18.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments