I'm just a soul whose intentions are good (miriam_feyga) wrote in machanaim,
I'm just a soul whose intentions are good
miriam_feyga
machanaim

Categories:

соитие в пламени - статья к 9 ава

Algemeiner.com делает потрясающую рассылку. Очень рекомендую. Чаще всего это определенный текст на тему недельной главы или календарных праздников. Всякий раз это лаконично, интересно, образно и по делу.

Текст, который пришел от Йосефа Якобсона по поводу 9 ава, меня впечатлил. И я решила перевести его на русский для одного русскоязычного религиозного издания. Делюсь текстом:

А оригинал можно почитать на сайте Algemeiner.


Соитие в пламени

Йосеф Й. Джекобсон

Девятого числа месяца ав (в нынешнем году эта дата выпала на вторник, 24 июля) в 70 году по гражданскому летоисчислению римские легионы, находящиеся в Иерусалиме, нанесли сокрушительный удар через крепостную башню Антония, ворвались в Святой Храм и подожгли его. Обугленные руины святилища – это свидетельство поражения не только великого еврейского восстания за политическую независимость; для многих евреев стало очевидно, что стойкость самой иудейской веры была подорвана без надежды на восстановление.

В то время в мире насчитывалось приблизительно четыре-пять миллионов евреев. Из них больше миллиона погибли в этой безуспешной войне за независимость. Многих настигла голодная смерть, иных – казнь через сожжение или распятие. Столько евреев были проданы в рабство и направлены на гладиаторские арены или в цирки, что рыночная цена раба стремительно упала, знаменуя тем самым осуществление древнего проклятия: «И будут продавать вас там врагу твоему в рабы и рабыни, но не будет покупателя» (Дварим 28:68).

Разорению предшествовали события настолько опустошительные, что с объективной точки зрения казалось, будто еврейский народ находится на последнем издыхании.

Именно этот факт изумлял такого философа как Ницше, решительного и неистового критика евреев, впрочем, как и множество других мыслителей на протяжении столетий. В «Сумерках богов» и «Антихристе» немецкий философ писал: «Евреи – наиболее замечательная в истории мира нация, ведь когда им приходилось сталкиваться с вопросом «быть или не быть», они с исключительной, доходящей до абсурда взвешенностью выбирали «быть» - любой ценой… Таковым было решение –в пику всем тем обстоятельствам, при которых любая другая нация едва ли была бы способна выжить… На психологическом уровне евреи – народ, наделённый невиданной жизнеспособностью… Еврейство – это полная противоположность упадочности».

Но как им удалось достичь этого?

Крувы в объятиях друг друга

В Талмуде обсуждается поразительный эпизод, который имел место за считанные минуты перед разрушением Храма:

«Когда идолопоклонники вошли в Святой Храм, они увидели прилепленных друг к другу крувов. Они выволокли их на улицу и провозгласили: «Так это и есть то, чем заняты евреи?». Так они глумились, подтверждая написанное: «Все, кто почитал ее, стали ее презирать, поскольку лицезрели ее наготу1»».

Вот что это значит:

Самое сокровенное помещение Иерусалимского Храма, самое святое место в иудейской традиции было известно как Святая Святых и считалось духовным центром вселенной. Два золотых крува – два крылатых создания, одно с мужским лицом, другое – с женским – находились в Святая Святых. Эти крувы олицетворяли взаимоотношения между вселенскими женихом и невестой – Вс-вышним и Его народом.

Традиция2 говорит, что когда взаимоотношения между ними расстраивались, крувы отворачивались один от другого, подобно обиженным друг на друга супругам. Когда же отношения были в порядке, крувы были расположены лицом к лицу. А когда любовь между Вс-вышним и Его невестой бывала в самом расцвете, крувы сливались в объятиях, «подобно тому, как муж прилепляется к жене своей».

Таким образом, Талмуд подразумевает, что в тот момент, когда враги Израиля ворвались в Храм – во время его разрушения в месяце Ав3, – они проникли в Святая Святых, место настолько святое, что доступ туда был дозволен лишь одному человеку – Первосвященнику – и только в Йом-Кипур, самый святой день года. Там они увидели крувов, обнимающих друг друга. Римляне выволокли их из Храма на всеобщее обозрение, кощунствуя таким образом над их священным смыслом4.

Это кажется странным. Когда враги Израиля вторглись в Храм, чтобы превратить его в руины, взаимоотношения между Вс-вышним и Его народом были на самой низкой отметке, ведь именно этот факт и послужил причиной разорения и последующего изгнания. Евреи, казалось, были обречены на отстранение от Вс-вышнего на тысячелетия. Очевидному присутствию Б-жественности в мире, осуществлявшемуся посредством существования Иерусалимского Храма и служения в нем, вот-вот предстояло прекратиться; евреям и Б-гу отныне предстояло быть изгнанными из среды друг друга.

И все же, парадоксальным образом именно в это время крувы сплелись в объятиях, символизируя глубочайшую связь между Вс-вышним и народом Израиля. Как же это понять5?

Собираясь в дорогу

Самое смелое толкование данного эпизода было предложено преемником основателя хасидизма, рабби Дов-Бером, известным как Межеричский Магид (умер в 1772 г.). Цитируя предписание мудрецов, гласящее, что мужу, собирающемуся в долгий путь, приличествует сперва исполнить супружеские обязанности перед женой, рабби Дов-Бер предположил, что Вс-вышний, в виду предстоящего пути, лежащего далеко за пределы дома, проявил наибольшую близость с еврейским народом. Перед началом длительного изгнания крувы прилепились друг к другу, символизируя соитие супругов, предшествующее долгой дороге6.

То, что хасидский авторитет пытался выразить посредством этой поразительной метафоры, является одной из центральных тем хасидской мысли как таковой – что именно в момент разрушения Вс-вышний оплодотворил (в фигуральном смысле) семя жизни, вложенное в душу еврейского народа; Он вживил в Свой народ частицу Себя.

На протяжении двух тысяч лет это «семя» поддерживало нас. И хотя жених, казалось, удалился и умышленно скрылся, порой – до наибольшего мыслимого предела, все же частица Его сущности оставалась глубоко запечатленной в среде еврейского народа; Б-жественная искра была навсегда посеяна в еврейском сердце.

Многие империи, религии и культуры пытались доказать евреям, что их роль в плане творения мира исчерпалась (или что таковой и вовсе не было), завлекая их в окружающую господствующую культуру. Однако, близость, которую евреи испытали со Вс-вышним в последние мгновения перед Его отдалением, запечатлелась неизгладимым знаком. Она была видением и грезой евреев, напоминая им о незыблемом завете. В продолжение всех скитаний, порой связанных с невыносимыми испытаниями и болью, евреи оставались нерушимыми в вере, что их связывает с Б-гом особый союз: преображать мир, наполняя его святостью; исцелять, исправлять несовершенный мир, жаждущий воссоединиться со своей единственно подлинной сущностью.

Евреи не только приняли «семя» – они обогатили его, способствовали его развитию и преображению в живой организм. Удивителен тот факт, что расцвет иудаизма приходится именно на десятилетия и столетия, следующие за разрушением Храма, о чем свидетельствует появление Мишны, Талмуда, мидрашей и Каббалы.

Рождение

Таким образом, теперь у нас есть достаточные основания для того, чтобы понять глубину древнееврейского традиционного представления7 о том, что Машиах (Мессия) родился 9 ава. Именно в тот час, когда Храм вот-вот поглотят языки пламени, рождается избавление. Ибо близость между Вс-вышним и народом Израиля в то роковое время породила скрытое семя, которое, в конце концов, должно было привести исправление в ущербный мир. Сам факт, что раввины поколения разрушения нашли возможным огласить, что Машиах родится 9 ава, служит свидетельством той близости Вс-вышнего к евреям, которая всегда сопутствовала им, даже в самый разгар отстранения и изгнания.

Сейчас мы наконец-то готовы к рождению8.

~~~~~~~~

Примечания:
1) Талмуд, Йома 54б.
2)
См. Талмуд, Йома ibid; Бава Батра 99a.
3) 9
ава – это дата разрушения и Первого, и Второго Храмов: вавилонянами - в 3339 году (423 н. э.), римлянами – в 3830 г. (70 н. э.).
4)
Талмуд, Йома, ibid. Ковчег Завета с крувами на крышке был спрятан в храмовом подземном помещении за 22 года перед разрушением Первого Храма, где они хранятся до сего дня (согласно большинству мнений). Таким образом, ни вавилонянне, ни римляне не могли получить доступ в Ковчегу Завета, войдя в Святая Святых. Талмуд объясняет, что крувы, которых вытащили на всеобщее обозрение – это не те крувим, что расположены на крышке Ковчега Завета, а рельефные изображения крувов, которые украшали стены Святая Святых, они-то и вели себя подобно барометру, свидетельствуя о супружеских взаимоотношениях между Вс-вышним и народом Израиля.

5) Этот вопрос обсуждается у Магарша к Талмуд, Йома, ibid.
6)
Цит. по Бней Иссахар, обсуждение месяца Ав.
7)
Талмуд Ерушалми, Брахот 2:4.
8)
Это эссе основано на речи Любавичского Ребе, провозглашенной на Пурим 1984 г. (опубликована в Сефер А-маамарим Мелукат, т. 2, сс. 269-270).

www.algemeiner.com
~~~~~~~




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments