Daniel Alievsky (danielalievsky) wrote in machanaim,
Daniel Alievsky
danielalievsky
machanaim

Потоп и Тора

Этот вопрос активно обсуждался в предыдущих обсуждениях, например, здесь. На данный момент Всемирный Потоп мне кажется наиболее очевидным из "фундаментальных вопросов по иудаизму", легче всех прочих поддающимся обсуждению. Поэтому я вынес его в отдельную тему и надеюсь на интересный диалог.

Итак, постановка проблемы следующая. В Торе есть довольно подробный рассказ о Всемирном Потопе, с обстоятельными деталями: книга Берешит, главы 6-8. В частности, "и были покрыты (ими) все высокие горы, которые под всем небом" (сегодня мы знаем, что это примерно 9 км - Джомолунгма). Был также упомянут Арарат (5 км).

При этом, в XX веке геология достаточно продвинулась, чтобы сегодня располагать достаточно подробной информацией об уровне океана на протяжении последних миллионов лет - всего времени, когда уже были люди. И не только об уровне океана - кажется, имеются довольно подробные карты земной поверхности в последние эпохи, со всемирными ледниками, с затонувшими и вновь возникшими землями и прочим. Этой информации настолько много, что даже трудно дать наиболее очевидные ссылки: достаточно набрать в Google, скажем, "уровень океана миллион лет потоп". Есть, конечно, и серьезные печатные книги. Информация более чем однозначная: никакого потопа с поднятием океана на 5 или 9 км в последние миллионы лет не было и быть не могло. Уровень океана колебался - но колебания не провосходили нескольких сот метров, а сегодня уровень близок к максимуму. Что вы? Какой такой потоп затоплял Антарктиду, Гималаи, да хотя бы Урал? Старинные мифы и легенды, не более.

Как быть с этим? Ученые сочиняют глупости, которым нет никакой веры? Или Тора, по иудейской вере данная непосредственно Всесильным, содержит прямую и однозначную ложь?

Конечно, есть и другие нестыковки с фактами. Скажем, в Сотворении Мира, или фантастические египетские Казни. Но первое при большом желании удается истолковать как нечто, происходившее вовсе не в нашем материальном мире. А Казни, опять же ценой серьезных компромиссов со здравым смыслом, можно проинтерпретировать как чудеса, которые Всесильный однократно сотворил, а затем "замел все следы", чтобы расступившееся море или исчезнувшая нильская вода не оставили жутких экологических последствий, сказывающихся миллионы лет (как падение кометы 65 миллионов лет назад). Но Потоп в Торе описан уже как событие вполне материальной, человеческой эпохи, и не как локальное "чудо" для одного народа, а как глобальный физический процесс, затронувший (почти уничтоживший) всю биосферу и отразившийся на всей планете. Он не просто не мог не оставить последствий, но согласно все той же Торе - оставил: вымерли все сухопутные животные вне ковчега.

Наука же располагает прямо противоположными фактами. Пока, может быть, они еще не общеизвестны (где чему учат? в России курс физической географии достаточно поверхностный), но, вероятнее всего, по мере уточнения дат и накопления сведений, появятся виртуальные модели вроде Google Earth, позволяющие любому школьнику посмотреть на планету в любой год из последнего миллиона. Предположения о многокилометровом поднятии воды станут настолько же нелепыми, как предположения о плоской Земле, стоящей на 3 китах. (Вернее, они и сейчас нелепы, но эта нелепость станет очевидна любому школьнику.)

Что по этому поводу думает просвещенный иудаизм?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments