Пинхас (pinchas) wrote in machanaim,
Пинхас
pinchas
machanaim

Введение нерелигиозного брака и "квази-нерелигиозного" развода в Израиле

Мои предложения по данному вопросу

0. Ситуация

  • Вопрос о религиозном статусе брака и развода в Израиле является одним из  наиболее проблемных внутренних вопросов Страны.
  • С одной стороны, есть значительная «совершенно нерелигиозная» группа населения, для которой очень существенно создание возможности нерелигиозных  брака и развода. Для этой группы необходимость обращаться к раввинату (и те трудности, с которыми они сталкиваются в раввинате) в вопросах брака воспринимаются чрезвычайно отрицательно и вызывают у нее сильнейшее противодействие, которое толкает их в направлении противодействия религии и религиозным ценностям вообще. Таким образом, отсутствие возможностей нерелигиозного брака и развода становится одним из важнейших стимулов для резко отрицательного отношения к религии в целом и попыткам изгнать религию из общественной жизни вообще.
  • С другой стороны есть еще более многочисленная группа религиозных и традионационалистски ориентированных израильтян, для которой жизненно важно сохранение центральной роли религиозного брака,  и особенно – сохранение только религиозной опции развода, поскольку при создании возможности нерелигиозного развода появится много разводов без гета, и соответственно - мамзеров в следующем браке, что ведет к расколу еврейского народа в Израиле количественно примерно на две равные части, не вступающие в брак друг с другом, что критически плохо отразится на всей жизни Израиля и может даже привести к уничтожению Государства.
  • Поэтому задача ставится так: как ввести “возможности нерелигиозного брака и квази-нерелигиозного развода”  -  НО БЕЗ ОТДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ ОТ ГОСУДАРСТВА, чтобы это отвечало чаяниям нерелигиозных слоев, и при этом не нарушило бы критические положения галахи и опасения религиозных и традиционалистских слоев. При этом желательно сделать все это минимальным способом, не увеличивая бюрократию.

 1. Брак

  • Предложение решения проблемы брака: вводится положение, по которому нотариально завереннная декларация о том , что люди объявляют себя мужем и женой, приравнивается к браку заключенному за границей. Декларация включает заявленя, что они не состоят в другом браке (нет необходимости создавать бюрократию для проверки этих данных заранее, но если выяснится, что они обманули, то они несут ответственность). Они также декларируют, рассматривают ли они свой брак как религиозный и в соответствии с какой конфессией, или же как нерелигиозный - и обязуются в случае проведения ими религиозной церемонии сейчас или в будущем приложить к этому заявлению копию религиозного документа. Это нотариально заверенное заявление передается в МВД, и МВД рассматривает его так, как рассматривает  любой брак заключенный за границей.
  • При таком подходе не будет разрушено центральное положение религиозного брака в Израиле, не будет создано лишней бюрократии (нет необходимости создавать специальный отдел по регистрации нерелигиозных браков; если же МВД будет много таких заявлений, оно временно возьмет дополнительного чиновника). Изменение, с одной стороны, минимально, а с другой стороны - открывает возможности такого брака, в котором нуждаются нерелигиозные.

 2. Развод

  • Эта тема более сложна, поскольку развод без гета влечет за собой необратимые последствия для последующих поколений.
  • Поэтому решение прилагается такое: отделить развод, т.е. выдачу гета, от решения имущественных споров и статуса детей.
  • Для этого нужно создать специальный «Бейт-Дин по разводам» (одного такого Бейт-Дина, т.е.состава из трех даянов, хватит для всей страны). При получении заявления о разводе (даже хотя бы от одного из супругов), этот Бейт-Дин немедленно организует выдачу гета (принимая, если необходимо, все меры давления), после чего отправляет бывших супругов решать все свои финансовые отношения, отношения с детьми и другие споры в обычные судебные инстанции – суд по семейным вопросам, суд по имущественным вопросам и т.д.
  • В сегодняшнем мире совершенно не обязательно решать все эти вопросы до выдачи гета, как это было принято раньше. Вполне возможно сначала выдать гет (и на этом сразу завершить религиозный аспект развода), а потом решать вопросы детей и имущества в обычном суде.
  • (Можно добавить законодательное положение, по которому все имущественные обязательства, действовавшие до развода, и статус детей продолжают иметь силу до подписания «hескем герушин», т.е. соглашения о материальных аспектах развода, утвержденных в суде – теперьуже, возможно, светском).
  • Бейт-Дин по разводам должен действовать достаточно жестко: чтобы не оставалось «зависших проблем с гетом» в случае, если муж не хочет его выдавать, – немедленно его арестовывать и принудить к выдаче гета; если развода требует муж, а жена не желает его получать (принимать гет) – назначить представителя, который примет гет за нее. Все это исходит из предпосылки, что если один из супругов требует развода, то по сути они уже разошлись, и остались только споры про имущество и детей, которые они могут решить и после развода.
  • Если они хотят обратиться с этими спорами в религиозный суд, то они тоже могут это сделать, как и при любом гражданском конфликте (исходя из общего принципа законодательства Израиля, гласящего, что если обе стороны хотят решить проблему в религиозном суде, то они обращаются к нему, если же хоть один из них хочет решать проблему через светский суд, то это юрисдикция светского суда).
  • То, что развод будет быстрый – не составляет проблемы, потому что, если люди хотят помириться, то ничего не мешает им снова заключить брак. (А просто уговаривать людей помириться сегодня совершенно бесполезно. В современном обществе раввинская инстанция не обладает таким авторитетом, который мог бы людей к чему-то побудить морально, она только вызывает противодействие).
  • Таким образом вся проблема религиозной компоненты развода будет снята.
UPD - FAQ
>>проще нанять регистраторов при мериях

Именно это делать не надо, т.к. оно создает неправильную ситуацию "государства как заключающего брак" (мисуд)- а именно ее я и хотел бы избежать. Государство только записывает наличие брака, но не создает его. Кроме того, это увеличивает ненужную ьюрократию

>>многим важно ощущение церемонии.

Пусть делают какую хотят. Государство не должно никак ее организовывать

UPDD
Вопрос   http://community.livejournal.com/machanaim/193480.html?thread=2073288#t2073288
ответ  http://community.livejournal.com/machanaim/193480.html?thread=2081992#t2081992
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments