Daniel Alievsky (danielalievsky) wrote in machanaim,
Daniel Alievsky
danielalievsky
machanaim

Category:

Почему в шабат запрещены сотовые и компьютеры?

Вроде бы это считается общеизвестным. Однако для общеизвестной вещи, как кажется, имеющаяся литература в Internet скудна чрезвычайно. По крайней мере, за час я не сумел найти ни одного внятного объяснения. Нашел, в частности, вот это:

http://www.il4u.org.il/Israel/Library/MasoretVeDat/MasoretYehudit/Chapter2/Part3.htm
http://www.machanaim.org/yearroun/trad/2_3.htm
http://i-m-h-o.mylivepage.ru/page/%D0%A8%D0%90%D0%91%D0%90%D0%A2
http://www.mjcc.ru/Religiia/SHabat/index.html

Но там про компьютер и сотовые пишется как про нечто само собой очевидное... Мне неочевидно. Объясните, пожалуйста, чье именно постановление или какую заповедь я нарушаю в данный момент, когда я набираю текст в Шабат. (Точнее, нарушил бы, если бы был евреем, יהודי.)

Я, конечно, читал рассуждения насчет того, что компьютер есть будничное дело, что, набирая текст или нажимая кнопку, я совершаю работу и т.д. Но ведь это все совершенно оторвано от реальности. Может быть, так было когда-то на заре компьютерной эры. А сегодня лично я использую компьютер для "будничных дел" примерно в половине случаев - когда работаю. Компьютер является универсальным инструментом для жизни, примерно как жилой дом или кухня.

Компьютер, например, позволяет общаться - людям, удаленным физически. Например, с родителями или с друзьями. Что в этом будничного или рабочего?

Компьютер весьма необходим при изучении Торы: очень многие вопросы, которые можно за обозримое время найти в Google, в базе данных или просто в текстовом файле, крайне сложно отыскать в бумажных книгах (не говоря о том, что ни одна личная или даже общественная библиотека не вместит такого количества материалов по Торе, какое есть в Internet). Лично у меня, хоть я и не еврей, шабат - основное время для изучения Библии (ибо прочие дни я обычно работаю или учусь). И что же - если я изучу Библию на каком-то начальном уровне и захочу пройти гиюр, то именно тогда, когда мне нужны будут нетривиальные материалы, я лишусь основного инструмента изучения Торы?

Скажу больше. Очень вероятно, что в обозримом будущем компьютер вообще вытеснит бумажные книги. Так же, как он вытеснил счеты и грампластинки (сегодняшние средства воспроизведения аудио MP3, если кто не знает, являются специализированными микрокомпьютерами). Причем это произойдет буквально в ближайшие годы: ведь уже сейчас вполне удобный ноутбук позволяет хранить и читать миллионы книг, а стоит при этом, по мировым ценам, как десяток книг в твердом переплете. Еще немного "маленьких удобств" (голосовое управление, более простые специализированные клавиатуры), некоторое снижение цен и распространение информации среди населения - и... через некоторое время бумажные книги превратятся в раритеты, предметы коллекционирования, изготовляемые маленькими фирмами под заказ и стоящие безумно дорого. И тогда читать Тору в бумажном варианте станет ничуть не проще, чем сейчас - читать ее в виде пергаментного свитка. И что? Израильские издательские фирмы, вопреки здравому смыслу, останутся единственными в мире фирмами, которые производят бумажные книги только для того, чтобы евреи смогли обойтись по субботам без компьютеров?

Другой аналогичный пример. Компьютер постепенно становится основным средством для просмотра фильмов. Мы очень любим хорошие фильмы, ибо это высокое искусство и общечеловеческая культура. Праздник для души и приближение к Богу. И опять получается, что смотреть фильмы нельзя как раз в день, предназначенный для отдыха и Бога?

На всякий случае - о тривиальном вопросе фактического включения компьютера в электросеть. Если это и противоречит заповеди про зажигание огня (хотя убедительных доказательств я этому тоже не нашел!), то это в любом случае становится все менее актуальным. Современные компьютеры обычно не рекомендуется выключать никогда, ибо своим энергопотреблением они отлично управляют сами, а акт включения-выключения ускоряет износ.

Аналогичная ситуация с сотовыми - собственно, это одна из специализированных разновидностей компьютеров. Они никогда не выключаются (в строгом смысле: батарея остается подключенной, так что даже "выключенный" сотовый просто находится "в спящем режиме", ожидая нажатия на кнопку включения). Служат они не для праздных развлечений и не для работы, а для общения. В праздничный день, то есть в шабат, сотовый, очевидно, служит тем же целям, что и наш язык и уши: разговору с близкими людьми. Ведь гуляние в шабат не запрещено. А хуже всего, что бывают в жизни ситуации, когда близкие люди (как моя дочка) находятся очень далеко, и как раз единственный день, когда есть возможность и даже предписано Торой общаться с близкими, средства общения почему-то оказываются под запретом.

Буду благодарен за разъяснение.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments