moishederunov (moishederunov) wrote in machanaim,
moishederunov
moishederunov
machanaim

Categories:

Слова Торы с пасхального стола

Хочется поделиться некоторыми словами Торы с пасхального стола.... Все не упомнишь конечно, слова Торы лились из наших уважаемых раввинов как река, но все же.... В основном все написанное касается слов Пасхальной Аггады.

1. Интересное замечание по поводу четырех вопросов. Если собрать вопросы, которые были актуальны во время Храма, и те которые актуальны после его разрушения то получится не 4 вопроса, а 5... В чем причина?  Дело в том, что произошла замена. Во времена Храма было общепринятой нормой сидеть, облокотившись, и это не было ничем из ряда вон выходящим, не было каким-то особенным действием, говорящим о свободе. Что же заменяло этот вопрос? Вопрос о пасхальной жертве, который, к сожалению неактуален в наше время, когда за грехи наши Храм был разрушен.

 

2. По поводу истории о пяти мудрецах Торы, которые собрались у раби Акивы и рассказывали о выходе из Египта до рассвета, существует много объяснений. Приведем два из них. В соответствии с одним из объяснений все эти 5 мудрецов были или герами (потомками геров), или левитами или коэнами. И поэтому этот пример показателен для нас еще и тем, что те мудрецы которые меньше всего обязаны рассказывать о выходе из Египта (ведь их предки не были порабощены, так как колено Леви не вышло на "субботник фараона", и тем самым избежало всех мучений египетского рабства. Этим объясняется почему Моше и Аарон в отличии от других евреев спокойно выходят от фараона), рассказывают о нем всю ночь.

Другое объяснение, которое я слышал, говорит о том, что есть некоторые детали, которые указывают на то, что Пасхальная Агада рассказывая эту историю, не дает точного указания относительно того, что это был именно Пасхальный седер так как:

1. Учителя   Рабби Акивы (Рабби Элиэзер и Рабби Йегошуа) пришли к своему ученику на седер

2. Тот факт, что они сидели, облокотившись, не свидетельствует о том, что это был пасхальный седер (причину см. выше)

3. Ученики, которые пришли позвать учителей читать Шма, непонятно где они были все это время???

Из этого можно вывести, что это не был пасхальный седер, а эти мудрецы обсуждали сложную ситуацию, связанную с римским владычеством, и тот факт, что на рассвете пришли их ученики говорит о том, что они ни до чего не смогли договориться...

3. По моему мнению, два самых комментируемых и обсуждаемых места в Агаде это рассказ о 4 сыновьях и Даейну. Во первых надо упомянуть мнению Любавичского Ребе о том, что на самом деле сыновей не четверо а пятеро. Пятый это тот, кто не пришел на седер. Очень много объяснений есть на тему о том, что мудрый сын тоже говорит "у вас" и злодей говорит "у вас". Но мы акцентируем это только у злодея. Хофец Хаим приводит очень интересную притчу.

Однажды в дорогой ювелирный магазин вбежал постоянный клиент. Он поскользнулся и разбил несколько дорогих украшений. Вместо того чтобы наложить штраф хозяин успокоил его дал подарки и вызвал лучшего врача. Бедняк, увидевший все это со стороны, решил "повторить подвиг. Когда же он после сымитированного падения увидел сзади себя милицейскую машину, в ответ на его удивление, хозяин магазина ответил ему: Ты глупый человек. Тот человек является моим постоянным клиентом, и ему я могу простить любой ущерб. А тебе нет. Мораль: Даже если мудрец, праведник один раз ошибся, ничего страшного не произошло, ведь он это сделал неумышленно.

Еще один вопрос, возникающий в связи с четырьмя сыновьями, состоит в том, почему противоположностью мудреца является грешник. Пара должна была быть праведник и грешник или мудрец и глупец. Тут стоит снова обратиться к притчам Хофец Хаима.

У одного человека был сын, не отличающийся выдающимся умом. Отец сказал ему, что готов помочь ему с открытием собственного дела, и он скопил для него приличную сумму, но на первый раз готов дать только часть. Сын же категорически заявил, что пока не получит всю сумму не сдвинется с места. После долгих уговоров отец  отдал сыну всю сумму. Но попросил, ни в коем случае не вкладывать все деньги в одно дело. Через некоторое время сын вернулся с ликующим видом и сияющим лицом. Но когда отец увидел его товар он чуть не умер от стыда и ужаса.... В одной из повозок была посуда из меди, под видом золота, а в другой фальшивые долговые расписки... Мораль: У нас есть очень ограниченные ресурсы, поэтому праведности недостаточно ко всему нужно подходить с умом.

4. В песне Даейну есть фраза: Если бы Он привел нас к горе Синай, но не дал нам Тору, этого было бы достаточно. Все задаются вопросом, а что было такого особенного в стоянии у горы Синай? Оказывается, что такое единство еврейского народа у горы Синай было само по себе очень важным!

5. И напоследок хасидское слово от Леви Ицхака из Бердичева. Однажды Леви Ицхак в Песах попросил своему слуге принести ему угля (а он был запрещен по тогдашним законам государства). Слуга покопался, походил по еврейским домам и принес весьма внушительную кучку. Тогда ребе попросил его принести хамец. По происшествии нескольких часов он вернулся ни с чем. Тогда Леви Ицхак вознес руки к небу и произнес: Владыка Мира! Взгляни на своих сыновей, евреев. То, что им запрещает государственная власть, они нарушить не боятся, а боятся нарушить лишь твои установления, хоть наказание за нарушения не так очевидно.

Леви Ицхак задавался вопросом: почему в торе праздник называется Песах, а мы его называем хаг, а мацот? Это свидетельствует о любви Б-га и еврейского народа. Б-г так назвал этот праздник как относящийся к евреям. То есть от глагола пасах, были избавлены от смерти первенцев. А мы евреи называем его в честь Вс-вышнего давшего нам заповедь есть мацу!

Лешана абаа бирушалаим абнуя. Кстати, а почему некоторые не говорят абнуя?


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments