moishederunov (moishederunov) wrote in machanaim,
moishederunov
moishederunov
machanaim

Categories:

Пиркей Авот. Глава 1 Мишна 1. Магараль

В период так называемых длинных суббот, между Песахом и Шавуотом (а некоторые продолжают и до Рош Ашана) принято изучать трактат Авот (поучения отцов). Мне кажется что Пятикнижие, Пасхальная Агада и Поучения Отцов это рекордсмены по количеству комментариев. Что касается Пиркей Авот, в отличие от других трактатов Мишны содержит не нормы права, а этические наставления, как подобает делать.

 

Один из величайших мыслителей и мудрецов Торы, который по легенде сделал голема – Маараль из Праги также является автором комментария на Пиркей Авот. Его комментарий называется Дерех Хаим - путь жизни. По причине невозможности полного перевода (комментарий на одну мишну занимает в среднем 10 страниц) приведу вкратце его идеи на уровне тезисов.

Принятая форма любой еврейской «монографии»  начинать с вопросов, а  саму монографию построить  в форме ответов на поставленные вопросы. С вопросов и начнем. Но вначале процитируем саму мишну.

Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы».

Итак, вопросы:

1.      Почему цепочка передачи Торы приведена именно в этом трактате Мишны, а не, например, в первом трактате Мишны Брахот. Более того, какая вообще связь между передачей Торы и этическими наставлениями? Ведь в первую очередь были получены заповеди, нормы права, как должно поступать!

2.      Почему сказано о том, что Моше получил Тору на Синае, а не Моше получил Тору от Б-га?

3.      В первых нескольких мишнах употребляются 2 разных глагола: получил  и передал. В отношении Мойше упоминается глагол получил, в дальнейшем до конца первой Мишны упоминается глагол передал, а в следующих мишнах где идет речь о мужах великого собрания вновь глагол передал. В чем тут дело?

4.      Почему первые поучения сказаны от имени Великого собрания. Неужели они были мудрее всех предшествующих им? Или им было нечего сказать?

5.      Почему такие великие люди как царь Давид и Шломо, и сын Аарона первосвященник Элазар не упомянуты в этой цепочке?

6.      Что касается указаний Мужей великого собрания, то почему упомянуты только три, ведь вероятно они не ограничивались только ими?

 

Ответы:

1.      Обязанность воспитывать человека, наставлять его, в духе морали и этики в первую очередь лежит на отце. Поэтому было необходимым предварить этические наставления цепочкой, которая содержит имена тех, кто являлся не только мудрецами Торы, но и были «отцами мира».

2.      На этот вопрос Магараль дает три ответа:

a.       В отличие от Билъама пророческие видения которого были случайными, Мойше учитель наш пророчествовал не случайно, а осознавая что в этот момент он говорит со Вс-вышним. В любой момент когда он захотел он мог «выйти на связь» со Вс-вышним. Поэтому очень важно упомянуть место – гора Синай, чтобы подчеркнуть эту неслучайность.

b.      Если проследить всю цепочку, то обнаруживается, что пара учитель-ученик была специально подобрана. Например, Мойше заслужил именно такого ученика как Йегошуа бен Нун, а Йегошуа бен Нун заслужил в свою очередь такого учителя как Мойше. Тогда как по отношению ко Вс-вышнему мы не можем это сказать. Ведь любой мог получить Тору от Него. Если бы не Мойше так кто-то другой. Поэтому написано, что Мойше получил Тору на горе Синай.

c.       Учитель и ученик в силу различных факторов объединяются, становятся однм целым, чего опять же нельзя сказать о Мойше и Вс-вышнем.

3.      Эти глаголы указывают на разницу. Глагол передал указывает на того кто передает, то есть все то что он передал адресат получил в полном объеме, не утрачено ничего. Тогда как гагол получил, говорит о получателе, и ограничивает, говоря о том, что получение было ограничено возможностями адресата. Поэтому по отношении к Мойше упомянут глагол получил, так как Б-жественную мудрость невозможно получить всю, без остатка. Тогда как дальше употреблен глагол получил, так как до мужей великого собрания передача Торы происходила без потерь. Тогда как в эпоху мужей Великого собрания тора начала забываться, и поэтому ее передача происходила не полностью.

Другое объяснение говорит о том, что все адресаты получили Тору. О чем идет речь. В первой мишне говорится в основном о группах людей – старейшины, пророки. Именно они, а никто другой были конечными адресатами в цепочке передачи Торы. Тогда как уже после них действуют индивидуальности, что говорит о том, что в силу разных причин не все, приходили для того чтобы ее получить….

4.      Необходимость в поучении возникает лишь тогда, когда есть проблемы. Именно потому, что Тора начала забываться в эпоху мужей великого собрания, то и первые высказывания принадлежат им!

5.      Та цепочка передачи Торы говорит именно о передаче! Что имеется ввиду? Мойше учил не только Йегошуа, а весь еврейский народ. Но передача Торы это такое обучение, когда есть точная уверенность, что Тора передастся дальше и не забудется. О такой передаче, и о людях, которые являлись ее непосредственными участниками, говорит трактат Авот.

6.      Конечно же, мужи великого собрания могли сказать больше вещей. Эти три вещи включали в себя все, это было три основополагающих принципа которые имели отношение к  (очередность в соответствии с высказываниями):

a.       Суду, изучению Торы, исполнению заповедей

b.      Великих людей, их учеников, и всех остальных

c.       Хохма, бина, даат

d.      Мишпатим (законы которые имеют логическое объяснение) мицвот (законы которые тоже имеют объяснение но оно не лежит на поверхности до него нужно докопаться), хуким (законы которые априори не имеют объяснения).

На этом все. Прошу прощения за краткость. Вопросы в комменты.

 

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments