bisyaka (bisyaka) wrote in machanaim,
bisyaka
bisyaka
machanaim

Categories:

"Дела отцов - знак для сыновей!"

Многие комментаторы отмечали параллели в историях Яакова и Йосефа. Изначально, праотец Яаков назван "кротким человеком" ("иш там"): он держится скромно, однако, затем внезапно "выменивает" у Эсава первородство ("бхора"), а потом получает и благословение первенца ("браха"). Интересно, что слова эти образуются одно из другого лишь перестановкой двух букв. Йосеф же тоже вначале ведет себя довольно простодушно, но тоже довольно скоро начинает претендовать на первенство в семье. Комментаторы отмечают, что как Яакова ненавидит Эсав, так и Йосефа ненавидят его братья. И тому, и другому приходится жить очень долгое время на чужбине, вдали от своей семьи. И тот, и другой работает на хозяина (Лавана/Потифара), и хозяин богатеет благодаря тому благословению, что дано его слуге.

Мне также показалась интересной следующая параллель (я не встречал комментария на эту тему, но думаю, что кто-то все же должен был написать об этом за последние три тысячи лет, ибо "нет ничего нового под солнцем"): Яаков сначала работает у Лавана за Лею семь лет, а потом за Рахель - ещё семь. Во снах же Фараона также дважды повторяется число 7: семь коров тощих поглощают семь коров тучных. Такая же история происходит и во втором сне Фараона с колосьями пшеницы. Йосеф интерпретирует эти сны, как предсказание о том, что будет сначала семь лет сытных, а потом - семь лет голодных. Отметим, что в истории с женой Потифара, она ассоциируется с "хлебом", который ел Потифар. Возвращаясь к истории Яакова, можно отметить, что в первые годы жизни Лея родила Яакову семь детей, т.е. она как бы символизирует семь лет плодородных (здесь не столь важно, что точный срок рождения всех детей был более семи лет!). В то же время Рахель никак не может родить, но в конце концов рожает Якову на старости лет два сына, т.е. она как бы символизирует голодные годы. Про Рахель также сказано, что она была "статная и красивая" ("рахель hайта яфат тоар веяфат маръэ"). Про ее сына Йосефа говорится тоже самое:"вайеhи йосеф яфе тоар веяфе маръэ". Во сне фараона тучные коровы также "яфот маръэ", а тощие - очень невзрачные ("раот тоар меод"). Кроме того, интересно, что, согласно мидрашу, Яаков спускается в Египет после двух лет голода, и голод заканчивается. Наверняка, существуют и другие параллели между историями жизни Яакова и Йосефа. Например, Яаков борется с Ангелом, и некоторые комментаторы считают, что это метафора его внутренней борьбы с самим собой. В истории с женой Потифара Йосеф тоже борется со своими страстями. В результате борьбы Яаков остается с вывихнутым бедром, а Йосеф - без одежды. Или, скажем, история с поиском кубка в мешке Биньямина напоминает историю с поиском идолов Лавана, украденых Рахелью. А какие еще параллели из жизни Яакова и Йосефа приходят Вам на ум?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments