Пинхас (pinchas) wrote in machanaim,
Пинхас
pinchas
machanaim

Categories:

Революция Бней Ноах

Иногда, наверное, стоит ставить в ЖЖ посты только для того, чтобы понять, насколько неправильно другие тебя понимают, когда ты, казалось бы, все объяснил и все тривиально. Я, надо сказать, был совершенно потрясен реакцией некоторых людей на мой предыдущий пост про то что БН могут организовать для себя Пасхальный седер. Эта реакция показала, что даже в таком продвинутом сообществе, как Маханаим, есть еще огромное недопонимание этой темы. Поэтому большое спасибо тем, кто высказал критику в прошлый раз. На основании этого я понял, насколько тема сложная для восприятия, и как важно ее объяснить подробно, что ниже и делаю.

Кто такие Бней Ноах? Бней Ноах – это неевреи, которые не собираются становиться евреями, не собираются становиться частью еврейского народа, но при этом признают и сами разделяют еврейскую веру, традицию и религию. В принципе, в том, что неевреи признают еврейскую религиозную традицию, нет ничего странного. В мире есть 2 миллиарда христиан, которые признают еврейское Священное Писание, и которые даже молятся еврею – и это никого не удивляется. Но Бней Ноах отличаются от христиан в двух важнейших параметрах:

1. В отличие от христиан, которые признают священным только еврейскую Письменную Тору (т.е. Танах), Бней Ноах признают также священным и данным от Бога еврейскую Устную Тору (т.е. Талмуд, комментарии и всю еврейскую традицию). Это, конечно, большее признание еврейской традиции, чем есть у христиан, но оно не "абсолютная новость", просто к Письменной Торе добавляется Устная.

2. В отличие от христиан, Бней Ноах не считают Иисуса Мессией, не молятся ему, не считают Новый Завет Священным Писанием и т.д. Это, конечно, огромная разница, но удивляться такому подходу, мне кажется, нет никаких оснований.

Таким образом, Бней Ноах получают Божественный свет через еврейский народ, - и не только через еврейский народ в древности, как классическое христианство, но и через еврейский народ сегодня. Соответственно, они хотят учиться у раввинов и т.д.  В некотором смысле, соотношение между Бней Ноах и евреями в чем-то подобно соотношению между простыми евреями и коhенами - священниками. Священники имеют некоторые возможности делать религиозные действия, которые простой еврей делать не может (например, благословлять народ, а также в древности они могли служить в Храме и могли есть жертвоприношения, чего обычный еврей делать не мог). Тем не менее, никакой еврей не считал, что это его унижает, или оскорбляет, или делает его неполноценным. Наоборот, священники служат для него, они помогают ему наладить контакт с Богом. Но понятно, что для этого у них есть особые возможности, но есть и ограничения, (например священники не могут жениться на разведенных). И я не уверен, что всякий еврей, если ему предоставить такую возможность, захотел бы стать священником. Наоборот, думаю, что абсолютное большинство не захотело бы.

Точно такое же отличие между Бней Ноах и евреями. Евреи являются священниками для народов мира. Это записано еще в Торе при Даровании Торы на Синае (Исход, гл.19). Бней Ноах так и относятся к евреям, как к своим священникам, которые имеют больше возможностей что-то сделать, имеют такие возможности, которых у Бней Ноах нет, - но также у них есть ограничения, которых у Бней Ноах нет. Впрочем, в отличие от разницы между простыми евреями и священниками, когда нельзя перейти из одного в другое, и еврей не может стать коhеном, - Бен Ноах может стать евреем, если он сделает гиюр. Поэтому тот Бен Ноах, который не делает гиюр, – значит, он не хочет брать на себя излишние еврейские обязанности и через это получать какие-то еврейские возможности, которых у него без гиюра нет. Такое соотношение, конечно, никак не свидетельствует ни о какой теоретической унизительности или неполноценности, ничего подобного. Это нормальное соотношение человека со священником.

Даже читатели Маханаима не всегда осознают, насколько великая революция Бней Ноах происходит прямо на наших глазах. Фактически, рождается новая религиозная форма, которая теоретически была и раньше, а на практике не применялась. Эта религиозная форма выводит иудаизм в статус мировой религии, которая начинает передаваться человечеству напрямую, а не через наши дочерние религии (христианство и ислам), как это было раньше. Как именно сложится эта форма, пока что далеко не известно, но понятно, что это огромная мировая революция, начало которой связано, конечно, с созданием государства Израиль, потому что только при наличии своего государства мы можем серьезно влиять на мир.

Новый подход, одним из активных продвигателей которого является рав Шерки, состоит в том, что Бней Ноах могут не только соблюдать семь заповедей Бней Ноах, но если они их соблюдают, то дальше они могут осуществлять и другие еврейские заповеди (а впоследствии, если хотят, даже брать на себя как обязательство). В частности, они могут праздновать Песах и устраивать Пасхальный седер. Дело не в том, что они приходят на Пасхальный седер евреев, - но они могут сами устраивать для себя праздник еврейского Исхода из Египта.

Опять-таки, вы спросите, какое отношение они имеют к еврейскому Исходу из Египта? Ответ: это основа также и их веры. А почему вас не удивляет, что 2 миллиарда христиан празднуют воскрешение, как они считают, еврея Иисуса? Почему воскрешение того или иного еврея должно быть праздником для неевреев? Однако же для христиан оно таким является. Почему же для Бней Ноах не может являться праздником создание еврейского народа и выход еврейского народа из Египта?
Важно отметить, что в ответе рава Шерки речь вовсе не идет о том, что Бен Ноаха кто-то обязывает. Рав Шерки объясняет, что если Бен Ноах считает для себя важным праздник Песах и хочет его праздновать, – он может, если хочет, устроить Пасхальный седер, но есть некоторые ограничения: с благословениями, с афикоманом и т.д. Это является огромным хидушем и той возможностью, про которую раньше мы не понимали. И это, конечно, огромное продвижение для возможностей Бней Ноах продвинуться к Торе.

А вот конкретный пост от самих БН. Теперь, пожалуйста, объясните мне те, кто в прошлый раз об этом писал: что же в этом вам кажется унизительным, или неполноценным, и т.д., в тех новых вещах, в которых открываются возможности? Да, действительно, возможности открываются не все. Так же, как я уже сказал, простой еврей не может благословлять народ в синагоге коhенским благословением, а может только получать это благословение, так и Бен Ноах не может есть афикоман. Почему же это должно унижать человека? Мне кажется, что здесь у вас какая-то странная логика. Объясните мне, пожалуйста, может быть, я ее лучше пойму.
Tags: Бней Ноах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments