Daniel Alievsky (danielalievsky) wrote in machanaim,
Daniel Alievsky
danielalievsky
machanaim

Categories:

Ор ле-Гоим - сторона гоим

Открываю эту непростую тему по совету уважаемого Пинхаса из темы про Торат а-Мелех. Тема важная и конструктивная, но эту ее сторону, насколько я пока видел, практически не пытаются обсуждать.

Ор ле-гоим — это процесс давания. Нечто, что евреи могут и должны предложить миру. Любое давание само по себе не просто, как правило, требует работы над собой, пересмотра отношения к себе и прочим, готовности ломать сложившиеся стереотипы внутри себя, и так далее. Евреи, готовые что-то делать, понимают это и активно обсуждают это.

У меня сложилось некоторое устойчивое впечатление — это не утверждение, а именно субъективное впечатление — что большинство евреев, даже самых думающих из них, склонны этим ограничиваться. Примерно так: мы разберемся в ситуации, найдем правильные решения, постараемся им следовать — ну а народы мира, если захотят, сами подтянутся. О чем там они думают, чем живут, мы толком не знаем, но в общем-то нам это и неинтересно — хотя, если у них есть искры святости, мы с удовольствием поможем им очистить себя от клипы. Их собственное мнение по этому поводу не имеет значения, ведь мы знаем истину от Всевышнего, а они гоим, которым следует довольствоваться своими Семью заповедями.

В итоге вновь и вновь получается нечто вроде движения зеленых в защиту братьев меньших. Кто же спрашивает волков о том, как именно надо их защищать? Или цветы о том, как следует улучшать их породу?

Я понимаю, что этот подход выстрадан веками, когда евреев, образованных и верящих в Бога людей, окружали толпы варваров-язычников. И этот подход удобен: обсуждая ситуацию в своем, еврейском кругу, можно не бояться нарваться на совершенно иное мировоззрение, для которого твои идеи покажутся странными, а взгляды — дикими.

Однако я хочу все же затронуть вторую половину проблемы. Всякое давание — одновременно также и получение. И получающая сторона в этом процессе ничуть не менее важна, чем дающая — и если она, например, не захочет брать, то все давание теряет смысл. Грубо говоря, свет для народов не имеет смысла, если народы этот свет никогда не увидят — например, не догадавшись посмотреть в эту сторону. Рассуждения о том, что «кто хочет, тот сам придет» — разговоры в пользу бедных: не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя.

Здесь, к сожалению, ситуация абсолютно провальна. Свидетельствую об этом как человек, выросший среди этих самых гоим и большую часть сознательной жизни вообще не имевший никакого понятия о еврействе, за исключением отметки в свидетельстве о рождении — вот, оказывается, во мне еврейская кровь, в тебе татарская, а в тебе и вовсе немецкая, как любопытно, да здравствует смешение народов.

Я считаю: чтобы хотя бы начать говорить о выполнении каких-либо функций, нужно сначала заработать свое место — в идеале, уважаемое, а для начала хотя бы какое-то — в рамках человеческого общества. Рассуждать о гоях, как о породах собак, вполне бесперспективно — они не собаки и сегодня ни в чем не уступают самим евреям. Это имеет смысл только и исключительно совместно с самими гоями. Как минимум, на равных, как партнер с партнером, в рамках осмысления обоими Слова Божьего. Еще лучше — с позиций праведников, учителей и мудрецов, что подразумевает предельную скромность и смирение — разумеется, со стороны учителя (именно сильному подобает быть скромным). Но для этого надо, чтобы они признали за вами такое право и определенную роль в такой беседе — и чтобы уже сами неевреи, по своей инициативе назвали этих скромных и ни на что не претендующих людей истинными мудрецами и праведниками. Точно так же, как люди признают великих писателей, физиков или музыкантов — за их заслуги, которые очевидны всем.

На деле же, увы, ситуация совсем не такова. Евреи для гоев — это, во-первых, «горячая точка», в большинстве случаев — угнетатели несчастных арабов. Во-вторых, Израиль интересен с точки зрения туризма. В-третьих — это некий народ, исповедующий весьма странный вариант веры в Бога. Четвертый вариант — образ еврея как жадины и прохиндея — кажется, с Божьей помощью уходит в прошлое. Есть и другие представления, скажем, некоторые христиане склонны видеть в евреях избранников Господа, исполняющих сегодня пророчества о возвращении на Святую Землю — например, движение «Ани Исраэли».

Но серьезного восприятия евреев как партнеров по диалогу с Богом, у которых можно чему-то научиться — этого пока, увы, нет.

Естественно, поднимая такую тему, я обязан предложить хоть что-то конкретное, что могло бы помочь исправить ситуацию. Сразу скажу, что цельной программы, как решить все проблемы, у меня нет, да и быть не может. Но несколько разрозненных наметок уже появилось, и я выношу их на ваш суд — в надежде, что думающие евреи в лице этого сообщества их разовьют и предложати иные пути.

1. Новое издание «2000 лет вместе» и аналогичных книг. Эта книга завоевала определенное признание среди христиан, и это здорово. Это блестящая попытка фактически предложить некий свет, причем именно гоим, а не только «в узком еврейском кругу». Однако, она пока весьма «сырая» — в том смысле, что ее можно сильно улучшить. При всех стараниях автора быть объективным, в книге сквозит неуважение автора к христианской точке зрения — и это очень портит книгу. Я написал в свое время небольшой комментарий на эту книгу и готов активно поучаствовать, в качестве критика, в подготовке нового издания или новой книги на эту тему. Хотя я уже два года не общался очно в христианском кругу, но я еще понимаю, какая речь уместна, если ты хочешь, чтобы тебя услышали, а какая неуместна. И стараюсь, в меру сил, поддерживать это понимание, активно общаясь с христианами через интернет.

2. Попытаться реализовать проект «Иисус — праведный еврей». Речь идет о том, чтобы достаточно уважаемые известные раввины открыто и публично заявили на весь мир, что с еврейской точки зрения Иисус, описанный в Евангелиях, есть праведный человек, мудрый раввин, учитель Торы. Суть этой идеи — снять с иудаизма клеймо высокомерия, которое он, увы, по сей день носит в христианском мире. Сегодня христиане, желающие вступить в какой-либо контакт с евреями, первым делом обнаруживают, что для верующего еврея Иисус — чуть ли не ругательство. В такой позиции сама идея о несении света народам мира, во всяком случае западной половине человечества, столь же абсурдна, как, скажем, предложение кутузовскому солдату обучаться идеалам нравственности у Наполеона или предложение ленинградскому блокаднику учиться мудрости у немцев. Ведь Иисус и христианская Библия — самое святое, что есть у христианских народов, а евреи говорят в этой ситуации о «гимнасте на кресте».

Ситуация станет кардинально иной, если будет озвучено мнение — пусть не единое (в иудаизме нет единоначалия), но авторитетное и компетентное — что Иисус с еврейской точки зрения есть не кто иной, как праведный еврейский мудрец, обучавший Торе. Тем более что его тезисы действительно практически на 100% дублируют или сам Хумаш, или высказывания других еврейских мудрецов. Вот здесь есть отличная подборка таких параллелей, и подобный анализ (сделанный уже еврейскими равами), разумеется, должен лежать в основе заявления о праведном учителе Торы. Понятно, что такое мнение по-прежнему не совпадает с христианской концепцией Боговоплощения, но кардинально меняется расстановка акцентов. Теперь еврей сможет сказать: брат-христианин, хотя у тебя иная вера, но Иисус, в которого ты веришь как в Бога, был в то же время евреем, как и я, и учил он тому же самому Учению, которое заповедал ему Отец и которое мы храним под названием «Тора». А поскольку мы избраны Богом — с твоей точки зрения, самим Христом — на то, чтобы максимально хорошо хранить и понимать это Учение, то мы и тебя можем многому научить, даже несмотря на различие в отношении к Иисусу. Может быть, даже более того: в практическом служении Богу мы-то как раз и есть самые близкие Христу люди, ибо живем именно по той вере, которую исполнял и проповедовал он сам.

3. Я готов предложить лично себя в качестве прецедента, который трудно, но, может быть, можно реализовать. Я хочу пройти бейт-дин, с участием, по возможности, достаточно известных равов (уважаемых в еврейской среде и известных за пределами еврейского народа), на котором меня признали бы бен-Ноах, соблюдающим Семь Заповедей. Фишка здесь в том, что я верю в Божественность Иисуса. Однако я не являюсь христианином и не разделяю концепцию Троичности Бога — самого проблемного места с традиционной точки зрения. Для меня Бог Один во всех смыслах, и это, я надеюсь, несколько упрощает прохождение бейт-Дина — на вопрос о количестве Богов, которым я поклоняюсь, мне не нужно вдаваться в сложные философские построения о сущностях первого и второго рода по Аристотелю и пр. При этом я все же признаю самый фундаментальный догмат, признаваемый доброй половиной всего человечества — что Бог совершил невероятное чудо и воплотился в человеке. (Детали этой необычной позиции можно обсудить отдельно, намекну лишь, что сейчас для меня это развитие идеи двекута.) Прецедент такого типа мог бы послужить демонстрацией, что иудаизм не на словах, а на деле готов признать в качестве легитимных партнеров и адресатов «Ор ле-Гоим» людей, исповедующих совершенно нееврейское мировоззрение — т.е. таких, с какими и придется работать при практической реализации еврейской функции в мире.

4. Начать налаживать обеспечение христиан и прочих нееврейских народов еврейской религиозной литературой. Это самый нейтральный и простой шаг — предложить людям те знания, которыми обладают евреи, но которые до недавнего времени были физически недоступны прочим народам по причине незнания ими иврита, арамейского и арабского. Сейчас, к счастью, всевозможные комментарии на Танах, Мишну, Талмуд, сочинения Рамбама, рабби Нахмана, рава Кука активно переводятся на английский, русский и другие языки. Но пока что все издатели ориентируются на еврейскую аудиторию. Это ошибка. Могу свидетельствовать — мы сами регулярно скупаем в Израиле свежие издания комментариев на Тору и другие книги только для того, чтобы переслать их российской методистской церкви. Люди с интересом читают, не только пасторы, но ученики семинарий, и простые прихожане — ибо все это ранее было просто неизвестно им. Христианские комментарии на Ветхий Завет, которые существуют, обычно очень скудны и поверхностны — а даже такие простые замечания, как комментарии Герца, просто раскрывают глаза верующим на смысл сказанного в Библии. Между тем, сегодня почти единственная возможность купить хотя бы что-то — магазины при синагогах в самых крупных городах либо же прямой заказ в Израиле или Штатах. В интернете пока выложено крайне мало (бизнес, однако), к тому же очень многие верующие неевреи с компьютером «на вы». Это гигантский и практически непочатый... не буду говорить «рынок» (обучение Торе — не бизнес), но область для работы.

P.S. Предлагаю перенести обсуждение в новую тему, где суть тезисов вынесена в отдельную статью: http://machanaim.livejournal.com/494715.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments