bisyaka (bisyaka) wrote in machanaim,
bisyaka
bisyaka
machanaim

Categories:

Сакральный смысл строительства сукки

Для большинства окружающих строительство евреями фанерных или брезентовых домиков с дырявой крышей к празднику Суккот, напоминающих то ли сарай, то ли курятник, то ли голубятню - не более чем курьёз. Впрочем, евреи и сами редко осознают, что они делают, когда строят сукку. Я позволю себе предложить несколько идей на эту тему. Идеи - мои, но я допускаю, что они и раньше кому-то уже приходили в голову. Строительство сукки и нахождение в ней - это одновременно и имитация действий Творца ("imitatio dei"), и своебразное прочтение и одновременное пропускание через себя ("проживание") многих эпизодов из Торы. Строительство сукки довольно точно имитирует 6 дней Творения, описанных в самом начале книги Берешит (Бытие): "В начале сотворил Бог небо и землю." Это как раз тот самый отрывок, который будут читать сразу по окончании празника Суккот.

Коробка сукки имеет шесть граней. Каждая сторона символизирует один день Творения. Земляной пол и дырявый потолок олицетворяют небо и землю. Кто-то может возразить, что пол обычно не строят, но его все равно подготавливают к строительству: либо стригут траву, очищают от листьев и веток, либо, если пол цементный, его просто моют или подметают. Как известно, на шестой день творения был сотворен Человек. Естественно, что сотворение Человека олицетворяет особая грань - с дверью или входом в сукку. В современных условиях многие также проводят в сукку электричество, воплощая известную фразу из Берешит: "И сказал Всесильный: "Да будет Свет!" И стал Свет." Иными словами, строительство сукки, необычайно творческий акт, когда на пустом месте за несколько часов создается настоящее жилище. Изменение пространства изменяет нашу жизнь, позволяет реализоваться нашему творческому потенциалу (не забудем также и об обычае украшать стены сукки детскими рисунками, постерами, и даже гирляндами). Но что тогда символизирует седьмой день, Шабат? Это, конечно, должно быть что-то отличающееся от шести граней сукки. На мой взгляд Шабат - это накрытый стол в сукке. Именно он олицетворяет собой праздник. О шести днях творения и о шести гранях сукки напомионает нам также обряд потрясания четырьмя видами растений ("арбаа миним").

Помимо того, что в сукке непременно едят, в ней также учат Тору. Однако, сукка и и сама по себе является символом Торы. Прежде всего, каждый день праздника в сукку "является" какой-либо из семи гостей-ушпизин, олицетворяющий одну из сфирот. Более того, сама сукка напоминает по форме колодец, в который был посажен когда-то братьями Йосеф. Так как Суккот проходит во время сбора урожая, то вполне уместно вспомнить первый сон Йосефа о снопах, а второй сон вспоминается, когда через просветы в "крыше" видны Солнце, звезды и Луна. Впрочем, на праздничном столе также присутствуют хлеб и вино из снов виночерпия и хлебопека. И даже сны Фараона в интерпретации Йосефа - также об урожайных или неурожайных годах. Сама сукка, имитирующая шалаши в пустыне, напоминает нам об Исходе из Египта. А четыре вида растений легко ассоциируются с четырьмя сыновьями из Пасхального Седера: и те, и другие - символы различных архитипов в еврейском народе. Кубическая форма сукки напоминает о четырехугольности еврейской цивилизации, где и Святая Святых, и Храм, и двор перед ним, и ковчег Завета, и современные молитвенники, талесы, и коробочки тфилин - четырехугольные.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments