Пинхас (pinchas) wrote in machanaim,
Пинхас
pinchas
machanaim

Продолжая следовать традиции публиковать мемуары в сезон голосования за Маханаим на конкурсе Банка Леуми, рассказываю дальше.

Так вот, приехав в Израиль, я считал себя центристом, и наивно хотел "дружить со всеми". И также в религиозной области – мне хотелось быть где-то посередине между вязаными кипами и харедим. Я приехал в Израиль в белой рубашке, черном пиджаке и шляпе - поскольку считал, что именно это "нейтральная классическая религиозная одежда, которая направлена на установление контакта со всеми религиозными направлениями"... Встречал нас в аэропорту рав Хаим Друкман, который,наверное, был удивлен таким моим видом (он знал о нашей подпольной еврейской деятельности в СССР и считал нас сионистской группой), но никак не прореагировал. Через несколько месяцев, когда мы были у рава Друкмана на первом в нашей жизни пасхальном седере в Израиле, я уже был, конечно, в вязаной кипе, потому что за пару месяцев жизни в Израиле шляпу успел прочно выкинуть. 

Для выкидывания шляпы было много причин. Я совершенно ужаснулся харедимным образом жизни в Израиле, до этого представить себе такое я в принципе не мог.

Вначале, когда я еще ходил в шляпе, один из харедимных раввинов, с которыми меня познакомили, решил взять меня познакомится к раву Шаху з"л, которому тогда было лет 90. Раввин этот говорил, что "рав Шах так укрепляет у людей религиозное чувство, что обязательно нужно пойти к нему пообщаться". И поехали мы к раву Шаху в Бней-Брак. Рав Шах посмотрел на меня и сразу определил: "Понятно, приезжают люди из России" (напомню - это был 1987 год, ни о какой "большой Алие" тогда и помыслить никто не мог ). И тут же сказал: "Да, надо пойти учиться в йешиву". Я сначала думал, что надо попробовать поговорить, что нельзя же все время учиться в йешиве, надо работать, жить общеизраильской жизнью. Но это даже не могло быть обсуждено. Он посмотрел на меня еще раз: "В йешиву обязательно". В его взгляде читалось: все, вопрос закончен, выметайся.  

Когда мы вышли, этот раввин повторил: "вот видишь, как замечательно рав Шах религиозно укрепляет людей". Я уж не стал тогда объяснять ему, что я был после этой встречи в диком ужасе от  созерцания лидера израильских харедим. И более того - через некоторое время  с некоторым внутренним содроганием почуствовал, что я даже могу понять (конечно, не согласиться, но понять) тех, кто в свое время обрезал пейсы новоприбывшим олимовским восточным детям.

Вот так я окончательно разочаровался в харедимном лагере, и это приблизило меня чтобы самооопределиться как "религиозного сиониста". (Напоминаю, что я о религиозном сионизме тогда почти ничего не знал, р.Кука еще не изучал, и двигался по израильскому религиозному пространству чисто интуитивно. Кстати, мы (с НН) тогда же были приглашены познакомиться с другим, не менее великим равом - р. А. Шапира з''л, глава ешивы Мерказ hа-Рав и бывший Главный Раввин Израиля, - и все было совершенно иначе.)

А о преобразовании своих взлядов на израильскую политику - в следующий раз.

И не забудьте проголосовать за “Маханаим” на конкурсе банка Леуми!  По правилам конкурса, каждый болельщик может голосовать раз в день (раз в 24 часа), на  всех имеющихся в его распоряжении компьютерах - голосование по этой ссылке, если появляются технические трудности - инструкция здесь

И уже говорилось - вы тоже присылайте и публикуйте свои мемуары.  Призывающим голосовать за Маханаим наша благодарность безгранична.

Пока еще для желающих на пару дней оставляю кнопку -
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments