bisyaka (bisyaka) wrote in machanaim,
bisyaka
bisyaka
machanaim

Category:

Счет дней... Хануки

Disclaimer: То, что я здесь излагаю, является моим мнением. Возможно, что я "изобрел велосипед". Но если мое мнение совпадает с с чьим-то еще, то мне об этом не было известно (иначе я бы непременно дал ссылку).

О связи праздников Ханука и Пурим написано немало. Однако, выясняется, что каким-то мистическим образом Ханука связана со многими другими праздниками еврейского календаря.

Начнём с того, что мы отсчитываем дни Хануки, в какой-то степени сродни тому, как отсчитывается Омер (сфират а-Омер) в промежутке между Песахом и Шавуотом. Подобное исполнения обряда, начиная с кануна 25-го Кислева, также не даёт забыть еврейский календарь, который "греки" в свое время пытались запретить, чтобы стало невозможно соблюдать Субботу и другие еврейские праздники. Но вместо устного провозглашения очередного дня, в Хануку мы производим действие - зажигаем соответствующее количество свечей. Понятно, что заповедь зажигать ханукальные свечи - раввинская, в отличие от отсчёта дней Омера (заповедь отсчёта дней Омера дана в Ваикра, 23:15-16). Тем не менее, оба отсчёта схожи в том плане, что в конце наступает кульминация: на 50-тый день после Песаха праднуется праздник получения Торы, т.е синайского откровения и завета, а на восьмой день Хануки зажигаются все свечи в светильнике в память о ханукальном чуде. И даже эта кульминация имеет нечто общее. Помимо обычного объяснения о горении масла в светильнике Храма в течение восьми дней вместо одного, число 8 также явно ассоциируется с обрезанием (на иврите "брит мила", буквально "завет обрезания"). Если вы помните, в известной песне из пасхальной Аггады на вопрос "Шмоне - ми йодеа?" (Восемь - кто знает?") дается чёткий ответ: "Шмона йамей мила" ("На восьмой день делается обрезание!"). Казалось бы, какое отношение Ханука имеет к обрезанию? На самом деле, абсолютно прямое: именно обряд обрезания евреям запрещали среди прочего исполнять греко-сирийцы! Таким образом, схожесть с окончанием сфират а-Омер ещё более наглядная: на уровне намёка речь идет также об исполнении завета - Завета Обрезания. Необходимо также отметить, что именно во время обрезания мальчику даётся еврейское имя, а ведь именно во времена Макавеев многие перестали давать детям традиционные еврейские имена. Естественно, есть и другие праздники с отсчётом дней, например Суккот, после которого на восьмой день наступает праздник Шмини Ацерет. Но отсчет дней в Суккот (или Песах) не столь формализован, хотя и важен. Скажем, в Суккот дни скорее ассоциированны не с числами, а с личностями праотцев и выдающихся еврейских лидеров из Танаха.

Само название праздника Ханука буквально означает "освящение". Свеча начала гореть в определенный день недели, и продолжила гореть и через неделю, в тот же самый день недели. Подобно музыкальной гамме, все началось, скажем, на ноте "до", и закончилось также на "до", но уже из другой октавы. Формально это та же нота "до", но все же качественно другой звук. Также и с Храмом. Храм вроде бы остался тем же, но он преобрёл новое качество: это уже вновь освященный Храм.

Другое название праздника Ханука - Праздник Света (Хаг Урим). Во всех еврейских домах на протяжении восьми дней как можно более публично горят праздничные канделябры (ханукиёт). И в этом его схожесть с ещё одним еврейским празником Лаг БаОмер, когда повсюду жгут костры (так что сходство с днями счета Омера продолжается!). Но это ещё не всё. Со времен средневековья на Лаг БаОмер существует интересная каббалистическая традиция - подстригать в этот день первый раз в жизни мальчиков, достигших трехлетнего возраста. Этот обряд называет на идише "упшерин" или в сефардском варианте, по-арабски "халаке" (созвучно со словом "Хануке" ;-). Это тоже своеобразное "обрезание", проходящее не менее публично, чем брит мила или зажигание ханукальных свечей. В наши дни, после первой в жизни стрижки мальчику первый раз одевают кипу и талит катан. Таким образом, это тоже своебразное подтверждение завета Авраама. Но и этим сходство не ограничивается! Традиционно еврейские мальчики начинают с 3-х лет изучать Алеф Бет (еврейский алфавит). Как известно, изучение Торы и иврита во времена Маккавеев было также запрещено греками-селевкидами. Даже существует поверие, что игра в дрейдел была придумана для того, чтобы дети не забывали буквы еврейского алфавита.

И ещё одно сходство с другим еврейским праздником. Последний, восьмой день Хануки называется "Зот Ханука" (по строке, что всегда читается в синагогах в этот день: "Зот ханукат hамизбеах", Бамидбар, Насо, 7:84). Согласно каббалистической хасидской традиции именно в этот день окончательно (!) ставится печать на приговоре, вынесенном в Йом Кипур, поэтому многие хасиды желают друг другу на восьмой день Хануки "Гмар Хатима Това!" ("Хорошей заключительной печати на приговоре!").
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment