Пинхас (pinchas) wrote in machanaim,
Пинхас
pinchas
machanaim

Category:

Арамеянином странствующим был мой праотец… (драша для Седера)

Как известно, история Исхода в Пасхальной Агаде построена вокруг отрывка из книги Второзаконие (26:5-8), которая говорит на самом деле не о Песахе, а представляет собой речь приносящего первинки (бикурим) в Храм.

Человек, имеющий наследственный участок в Стране Израиля, должен каждый год брать первые плоды нового урожая (бикурим, «первинки»), нести их в Храм, ставить там около жертвенника и произносить речь, воспроизводящую основные этапы развития еврейского народа, рабство в Египте и Исход, - и эта речь позже была перенесена в Пасхальную Агаду.

Речь эта начинается со слов "Арами овэд ави", смысл которых не очень ясен. Пасхальная Агада понимает эти слова как «арамеянин (Лаван) хотел уничтожить нашего праотца (Яакова)», и как свидетельство того, что «не один только фараон восстал на нас, чтобы погубить нас, но во всяком поколении встают на нас враги, чтобы погубить нас».

Однако, как известно, такое прочтение есть мидраш, не соответствующий прямому прочтению этих слов в Торе. (в частности, при этом мидраше «овэд» понимается не как возвратный глагол,  а как глагол прямого действия, что в данном случае неверно грамматически). В самом же тексте Торы смысл этого стиха таков "арамеянином странствующим (или «ничтожным», «пропащим») был мой праотец", - имея в виду, что наш праотец Яаков находился некоторое время в Араме (у Лавана, в Месопотамии), и там он был «ничтожным», «пропащим», «странствующим», не имеющим надежного пристанища.

Но какой же смысл несет тогда этот стих? Если это относится к Яакову, то почему, при  принесении «бикурим» надо упоминать о том, что Яаков провел некоторое время у Лавана, в Араме, в Месопотамии? Ведь в речи этой упоминаются только самые главные моменты еврейской жизни, не вспоминается даже Дарование Торы на Синае. Неужели же то, что Яаков находился некоторое время в Араме, так важно для нашей истории? Какой смысл возводить еврейскую историю к этому факту?

Объяснение состоит в том, что здесь говорится о рождении нашего народа - а еврейский народ имеет двух родителей. Один из них, всем известный, наша мать, - это Египет, из которого мы родились при Исходе. Но у еврейского народа есть еще один родитель, наш отец, - и это Арам, Месопотамия, Вавилон-Ассирия. Еврейский народ призван соединить Вавилонско-Ассирийскую линию с Египетской линией, поскольку это две линии, разошедшиеся из Райского Сада при Сотворении мира (Быт. 2:10-14), это две основные духовные ветви человечества.

Описанное в Торе рождение еврейского народа подобно, на самом базовом уровне, процессу рождения человека. Приход Яакова из Арама (Месопотамии) в Египет – это процесс зачатия. То, что мы умножились, увеличились и приняли форму (= стали народом) в Египте - это беременность. Далее наступают казни египетские - это родовые схватки. И наконец воды отходят (море расступается), и мы выходим из Египта. Это «рождение народа как человека» является фундаментальным для еврейскогот сознания, поэтому речь приносящего первинки, и также описание истории еврейского народа в Пасхальной Агаде, начинаются с момента зачатия, с "арамеянином странствующим был мой праотец".

Ну а далее родившегося Народа Израиля посылают учиться, в школу, т.е. на Гору Синай; а после этого посылают жениться, на Эрец Исраэль. [Его зовут Ам, а  фамилия у него Исраэль, поэтому когда он женится на Стране, то он дает ей свою фамилию и она становится Эрец Исраэль («Эрец» её имя, а «Исраэль» – её фамилия) :-]. Ведь он Адам, а она Адама. А от брака между ними рождается Машиах, свет для человечества. Описание же романа между ними называется Песнь Песней, которая поэтому Кодеш Кодашим. Впрочем, это уже последующая история. 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments