Пинхас (pinchas) wrote in machanaim,
Пинхас
pinchas
machanaim

Categories:

Поздравляя всех с Днем Независимости, хочу рассказать три замечательные вещи

(1)   Почему Йом ha-Ацмаут приходится на Сфират hа-Омер?


Это тривиально и всем известно: Потому что время счета Омера исходно предназначено для раскрытия Шхины, и поэтому во время Геулы это время радостное. Оно становится траурным, когда евреи уходят в Изгнание, - что окончательно произошло при восстании Бар-Кохбы, и это и есть смерть учеников рабби Акивы. Когда в наше время происходит Возвращение, то время Омера должно стать опять праздничным. Но поскольку ни один раввин не возьмет на себя поменять то, что сказали Гаоны, которые сказали, что это будет траур, - то поэтому Всевышний Сам кинул нам праздники Йом-haАцмаут и Йом-Йерушалаим на время Сфират hаОмер, чтобы сделать их праздничными.


(2) Драш, который я услышал в прошедший шабат: почему раздел "Тазриа - Мецора" приходится между Йом-hаШоа и Йом-haАцмаут?

Ответ: "Мецора" – это против лашон hа-ра. Те вещи, которые в религиозном обществе подвергаются наиболее лашон hа-ра -  это День Катастрофы и День Независимости. (Например, кто-то говорит, что Катастрофа якобы была за грехи, или говорит всякую чушь про создание Израиля и  т.п.).


(3). И там же я услышал историю того, как в 1949г. руководитель Хинух Ацмаи  того времени р.Сороцкин заказал р. Элияhу Ки-Тову , как признанному методисту и преподавателю харедимного мира (а тот, оказывается, исходно он занимал более анти-сионистскую позицию, чем мейнстрим харедим и "Агудат Исраэль") - написать разработку для учителей харедимных школ, что рассказыaвать детям в ХА про Йом-ha-Ацмаут.

Пятого Ияра вокруг День Независимости, дети ведь в Израиле живут, надо им как-то объяснить что это такое. Попутно он сказал, что никто не знает, что говорить, и все учителя «бе-мевуха». С одной стороны, у мизрахи понятная их сионистская позиция, у Сатмара – тоже понятная антисионистская, а Агудат Исраэль в растерянности -  непонятно, что говорить, как толковать, учителя в хаосе, один говорит одно, другой другое,  - короче, нужна разработка.

Элиягу Ки-Тов сделал разработку и послал ему. Тот передал это пяти или десяти большим раввинам, и результат был такой. Шломо-Залман Орбах полностью одобрил, и  сказал что все очень правильно, вот так и надо публиковать и так учить харедимных детей. Все остальные сказали: "Все, что он пишет, абсолютно правильно, но детям это рассказывать нельзя". И решили ничего не решать и молчать (и так молчат до сих пор).

Через лет десять р. Элияhу Ки-Тов стал писать книгу "Сефер hа-Тодаа", в ней он написал про все даты в календаре, какие только возможны, даже третьестепенные даты, и решил что Йом ha-Ацмаут теперь уж никак нельзя обойти. Он вытащил свою разработку для харедимных школ, которую написал раньше, и туда поставил. Послал, как всегда, на "hаскаму" большим раввинам. Они сказали: "Нет, это убрать". И в письме-воспоминании про это (написанном сильно позже) он прямо пишет: " я это убрал «Ло ле-шем шамаим» но только ради бизнеса".

Но когда "Сефер hа-Тодаа" стали переводить на английский, то ему сказали: "Где же здесь про Йом-haАцмаут?" И поскольку харедим в Америке менее квадратные, чем в Израиле, то ЭКТ им все дал, это перевели на английский и издали. А уже после этого ЭКТ  выпустил брошюру, как это выглядело в оригинале на иврите, и потом это включили в русский перевод "Сефер hа-Тодаа".

Этот текст по-русски (спасибо НН)  здесь http://chassidus.ru/library/ki_tov/sefer_hatodaah/22.htm, а ивритский текст  здесь http://rotter.name/kolot/prime/10949.shtml, и там же отрывок из письма самого ЭКТ, в котором он сам рассказывает историю как он это писал и как его работу ХА побоялся взять. Вот оно (спасибо ВН3), очень интересно: 


קטעי מכתב מהמחבר 
אם התנגדתי לנגוע בענין של 'יום העצמאות' בתוך ספר 'איש וביתו', כבר לא יכלתי להתעלם מכל הענין הזה בספר התודעה שהוא מלוה את כל ימות השנה, ימי חג וימי אבל וכל יום מסוים של פגרא או להיפך, וכאן דוקא כל הבנים שואלים ואין משיב להם דבר ברור, ומטבע הדברים, תלמיד ששואל ואין משיבים לו, הוא משיב לעצמו וזה מסוכן מאד
כשנה לאחר קום המדינה, כשהיה קיים ה'זרם הרביעי' של אגודת ישראל עם הרב זלמן סורוצקין ז"ל בראש, פנו אלי בשמו שאכין אני חומר למורים מה יגידו לתלמידיהם באותו היום. הכינותי והבאתיו למראה עיניו - החומר נפסל. 'לא מפני שהוא לא נכון, אלא זו אמת שעשויה להרגיז גם את הימין וגם את השמאל' - כך נאמר לי אז. ואני איני מבין ולעולם איני מוכן להסכים עם גישה כזו! אם אמת הדברים - היכן ה'לא תגורו'? ובמיוחד בשטח חינוך הילדים הרכים שאסור לפטמם בדברי חכמות או חצאי אמת שהמבוגרים כבר התרגלו בהם. ברם, מה יכולתי אני לעשות, נאלמתי דומיה
וכשהתחלתי בספר התודעה, הוצאתי מגנזי אותו החומר ובאתי לשאול אצל גדולי הוראה: האתן חומר זה בספר זה או אחדל? כולם חוץ מאחד אמרו לי כדברי הרב סורוצקין הנ"ל: חדל לך מלנגוע בדבר זה כי אתה מאבד עולמך גם בשמאל וגם בימין... אחד בלבד, הוא ר' ש"א שליט"א הסכים אתי בכל. אף אני שמעתי לדעת רבים, שלא לשם שמים. לשם ביזנעס בלבד… 
וכיצד נוהגים בבתי הספר הדתיים בכל אותן השנים? להתעלם - אי אפשר אלא שהללו מן המזרחי והקרובים להם אומרים הלכה פסוקה: גדול יום העצמאות כיום שיצאנו בו ממצרים ויותר, והללו שבקצה השני גם אומרים הלכה פסוקה: קשה יום העצמאות מן היום שנחרב בית המקדש, ואילו הללו שבחינוך העצמאי - כל מורה מדבר ככל העולה על רוחו.... מי יודע אם אחד יש בין כולם שמתוך שאינו יודע מה לומר-יאמר פשוט: איני יודע! וינמק זאת היטב מדוע אינו יודע
כשבאתי לתרגם ספר התודעה לאנגלית, ואני זה שנים רבות מקושר הרבה עם ארגון החינוך החרדי שבארה"ב 'תורה ומסורה' - הכל דרשו שיוגשו להם דברים שראויים לאמרם בענין זה כי המבוך גדול מאד ומתוך המבוכה רבים נכשלים בכל מיני דברים, טועים ומטעים. אז עשיתי מעשה, ואותו החומר שהוכשר להלכה ע"י ר"ז סורוצקין וע"י אחרים ג"כ וגם הוכשר למעשה ע"י הרב א' ועבר אחרי כן בקורת של עשרות אנשים בעלי דעה (בלי מונופול על 'דעת תורה', אמנם) והשקפה, בארץ וביותר בארה"ב - אותו החומר הבאתי לבית הדפוס וכך הוא נכנס ל'תודעה' באנגלית.

Скан еще нескольких страниц где это рассказывается подробнее (и также то что הרב א' и ש"א - это р.Ш.З.Орбах) - я выложил в https://www.dropbox.com/sh/mjdbny4239wsyxu/l_o9ILbigC (кстати вопрос:есть ли этот кунтрес в Сети полностью? А может есть и перевод его предисловия на английский?).

На самом деле то что пишет ЭКТ -  в общем довольно тривиально, ничего особенного там нет. Это не глубокое осмысление великих событий, а просто разумное внешнее описание. И однако даже оно настолько испугало харедим, что они побоялись это публиковать.



Так что Хаг hа-Ацмаут самеах!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments