bisyaka (bisyaka) wrote in machanaim,
bisyaka
bisyaka
machanaim

Categories:

Заповеди сыновей Ноаха были даны Адаму?

Читаем в 3-ей главе Торы:
/7/ И ОТКРЫЛИСЬ ГЛАЗА ИХ ОБОИХ, И УЗНАЛИ, ЧТО НАГИ ОНИ, И СШИЛИ СМОКОВНЫЕ ЛИСТЬЯ И СДЕЛАЛИ СЕБЕ ОПОЯСАНИЯ. /8/ И УСЛЫШАЛИ, КАК ГОЛОС БОГА ВСЕСИЛЬНОГО ПРОХОДИТ ПО САДУ В ПРОХЛАДУ ДНЯ, И СКРЫЛСЯ ЧЕЛОВЕК С ЖЕНОЮ СВОЕЮ ОТ БОГА ВСЕСИЛЬНОГО СРЕДИ ДЕРЕВЬЕВ САДА. /9/ И ВОЗЗВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ К ЧЕЛОВЕКУ И СКАЗАЛ: "ГДЕ ТЫ?" /10/ И СКАЗАЛ ОН: "ГОЛОС ТВОЙ УСЛЫШАЛ Я В САДУ И УБОЯЛСЯ, ТАК КАК Я НАГ, И СКРЫЛСЯ". (Берешит, 3:7-10).

Отметим, что Адам и Хава вовсе не устыдились своей наготы, когда отведали от плодов Древа Познания Добра и Зла. Адам говорит, что он испугался, услышав голос Всевышнего, так как он был наг и поэтому скрылся в листьях деревьев. Чего же так испугался Адам? Традиционный комментарий на это место объясняет, что в Адаме и Хаве проснулась сексуальность, и именно этого они и испугались. Действительно, это весьма правдоподобное объяснение, но попробуем посмотреть, а нет ли у Адама помимо этого ещё других причин для испуга?

Прочтём внимательно, что написано в оригинале на иврите в стихе 8:
"вайишмеу эт коль адошем элоким митhалех баган леруах hайом..."

Обратите внимание на глагол "митhалех". Это глагол однокоренной со словом "Галаха", означающим Еврейский Закон. Конечно, слово "Галаха" появилось значительно позже во времена Мишны. Тем не менее, мне кажется вполне можно допустить, что Адам получил в этот момент от Бога Галаху. Дело в том, что глагол используется в Торе в этом значении как минимум дважды в описаниях Ханоха и Ноаха:

/22/ И ХОДИЛ ХАНОХ ПРЕД ВСЕСИЛЬНЫМ ПО РОЖДЕНИИ ИМ МЕТУШЕЛАХА ТРИСТА ЛЕТ, И РОДИЛ СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ. /23/ И БЫЛО ВСЕХ ДНЕЙ ХАНОХА ТРИСТА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТЬ ЛЕТ. /24/ И ХОДИЛ ХАНОХ ПРЕД ВСЕСИЛЬНЫМ; И НЕ СТАЛО ЕГО, ИБО ВСЕСИЛЬНЫЙ ВЗЯЛ ЕГО. (Берешит, 5:22-24) На иврите это звучит следующим образом: "вайитhалех ханох эт hаэлоким..."

Тот же глагол используется и для описания Ноаха:
/9/ ВОТ РОДОСЛОВИЕ НОАХА: НОАХ, МУЖ ПРАВЕДНЫЙ, БЫЛ НЕПОРОЧНЕЙШИМ В ПОКОЛЕНИЯХ СВОИХ; ПРЕД ВСЕСИЛЬНЫМ ХОДИЛ НОАХ. Здесь это звучит, как "эт hаэлоким йитhалех ноах".

Отметим, что глагол употреблен возвратный, в биньяне hитпаэль, однако, переводится он в случае с Ханохом и Ноахом вовсе без возвратного значения, т.е. "ходил", а не "прогуливался", как в рассказе о голосе Бога в Ган Эдене. Что значит "ходил с Богом"? Скорее всего, это означает, что ходил путями Бога, т.е. следовал его установлениям, Галахе!

Однако, какую же Галаху дал Всевышний Адаму? Оказывается, согласно мнению мудрецов Талмуда, он дал ему шесть из семи Законов Потомков Ноаха. Ноаху же был дан ещё один дополнительный закон, запрещающий есть от живого животного ("эвер мин hахай").
Об этом факте я узнал случайно из английской Википедии, в статье о Законах Потомков Ноаха: http://en.wikipedia.org/wiki/Noahide_laws
Там есть ссылки на конкретный лист Талмуда на английском языке. Интересно, что ничего подобного не содержится в статье на ту же тему на русском языке в Ежевике!!!

Таким образом, вполне уместно предположить, что Адам испугался именно Голоса Всевышнего, произносящего Галаху. Не вдаваясь в подробности этих шести заповедей, даже сам по себе факт такого своеобразного мини-Синая после поедания Плода уже мог испугать Адама. Кстати, еврейский народ тоже испугался и не взошел с Моисеем на Гору. Он, правда, совершил грех Золотого Тельца не до, а после получения 10-ти заповедей.

Кроме того, эти шесть заповедей могли запрещать то, что Адам намеревался сделать. Например, сексуальные отношения не разрешены, если женщина находится в состоянии "ниды", запрещены они также и с партнёром, не достигшим возраста половой зрелости (по крайней мере 12 лет для лиц женского пола) и т.д. Поедание плода вопреки запрету также могло быть квалифицировано как воровство. Да и другие заповеди Ноаха, данные для применения в обществе, в отсутствие такового могли вызвать растерянность у Адама и Хавы. Впрочем, для испуга вполне достаточно, на мой взгляд, что они просто услышали приказы Всевышнего громким голосом. Кроме того, можно также предположить, что Бог не говорил с ними, а пел. Если они никогда не слышали музыки, то это тоже могло их напугать. И последнее: голос Бога мог "проходить" по нотной гамме. Между прочим, даже на основе простой гаммы может быть создана прекрасная музыка. Ярчайший пример - нисходящая до-мажорная гамма из Адажио балета Чайковского "Щелкунчик" - До-си-ля-соль-фа-ми-ре-до: http://www.youtube.com/watch?v=kUaSvXTHctA Послушайте после 9-го Ава!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments