yudshin (yudshin) wrote in machanaim,
yudshin
yudshin
machanaim

Categories:

2 разбитые скрижали и 2 разрушеных Храма?

15. И обратился я, и сошел с горы, гора же пылает огнем, и две скрижали завета на обеих руках моих.
В то время как про вторые сказано:

 3. И сделал я ковчег из дерева шитим, и вытесал две скрижали каменные, как первые, и взошел я на гору, и две скрижали у меня в руке.


говорится они такие же как первые, но уже помещаются на одну руку.
Получается прекрасная классическая возможность для учебы дополнительной информации - когда про одно и то же или про похожие вещи употребляются в Торе в разных местах разные слова. Например про помни и храни день субботний, про совет Итро и реализацию этого совета Моше, про то как Билам отвечает послам Балака в начале истории и в конце истории как он рассказывает самому Балаку что он сказал его послам. Тем более что тут зачем то акцентируется внимание на детале вроде как особо не важной для данной темы, какая разница в одной руке или в двух.
например вот ещё про две руки зачем то снова  упоминается:
17. И схватил я две скрижали, и бросил их из обеих рук моих, и разбил я их на ваших глазах.
И так получается что первые скрижали занимали собой обе руки. Известен мидраш о разности первых и вторых скрижалях, то есть это разность в подходах изучения Торы (уровня первых и вторых скрижалей) и в степени раскрытия Торы. То есть тот уровень восприятия Торы вовлекал все силы человека в изучение Торы и реализацию её в жизни (руки = действие). Несмотря на то что мидраш говорит что ты смотришь на первые скрижали и видишь всю Тору (вроде легче же - взял и посмотрел и всё понял) - но на самом деле это уровень требует больших усилий, чтобы дойти до такого уровня (и с первыми скрижали этот путь действительно виден из того что нам известно о получении скрижалей)- с Божьей помощью постараемся решить это противоречие ниже.
Подход к уровню вторых скрижалей занимает меньше усилий человека, меньше погружает его в Божественную Мудрость (оставляя человека с силами которые он может потратить на деградацию например - рука свободная). Однако теперь чтобы вовлечь человека в занятие мудростью человек как и Моше учитель наш должен заниматься постройкой ковчега. Что такое ковчег? Это ограда. Что такое ограда для Торы? Постановление мудрецов. Поэтому человек должен заниматься и Торой и поставлениями мудрецов. Чем и занимается современная алаха. Что в идеале и вовлекает человека в занятие мудростью. Вроде как при первых скрижали не говорится о ковчеге. Потому что человек полностью погружен в Тору и нет опасения что он нарушит что то случайно или по глупости, потому и не нужно ограда.

Но мы также должны стремиться вернуться к уровню первых скрижалей. Как евреи изначально пришли к уровню первых скриажалей? Для этого надо понять зачем должны были получить первые скрижали (через 40 дней после синайского откровения) где начертаны 10 заповедей если эти 10 заповедей все слышали (и видели) на горе Синай из уст Всевышнего ( мнение рабби Иехуды аЛеви в "Кузари" евреи слышали все 10) (ну или классическое мнение, кажется Раши так считает, что слышали только 2 напрямую остальные слышали через Моше).
Кажется такое отровение которое было на Синае очень хорошо внесло начертание заповедей на "скрижали сердца" зачем ещё каменные срижали? и почему 40 дней надо ждать? почему не сразу?
Мне кажется что все эти 40 дней евреи занимались изучением этих 10 заповедей. И как визуализация этого результата которого они добились все (вместе с Моше раббейну) - каменные скрижали с этими 10 заповедями. То есть с небес (у Синая видели голоса из огня на небе) они перенесли Тору на землю. То есть они перенесли Тору с небес на землю своей учебой, тем что приняли её и усвоили её. и потому что хорошо проучили эти заповеди теперь через них видели связи со всей известной им Торой (история праотцов и вся книга Берейшит и маасе Берейшит могло быть им известно и понятное дело то что мы называем началой книгой Шмот - их жизнь, ну Маасе Меркава тоже видели - от туда взяли идею с золотым тельцом). Это может понять каждый кто проучит какую то тему хорошо (например жизнь Йосефа) он теперь видит как это связано с жизнь Адама ришона, с жизнью праотцов, с событиями в мегилат Эстер, с заповедями Песаха и самим Исходом и так далее. (Об этом говорится что через скрижали была видна вся Тора). И теперь в какую тему человек такой не посмотрит он будет видит те же принципы единые во всех темах (Об этом говорится что с какой стороны ни посмотришь на скрижали видишь текст начертаный на них правильным образом) (например рав рассказывал человек проучивший тему Нефеш, Руах и Нешама и читающий повеления Аврааму лех леха где употреблены 3 категории из которых ему надо выйти - выйти из земли, родины и дома отца - видит в этом повелении также связь этих категорий и 3х уровней души)
То есть скрижали первые были чудесны - но чтобы дойти до них требовался труд. И было также испытание. То что прошло время на которое они расчитывали для Моше и злое начало им посылало образы смерти Моше.... это было необходимое испытание чтобы завершить спускание Торы с небес на землю. Они не прошли это испытание - поэтому Моше разбивает скрижали. Тора не спустилась на землю тогда, потому что они не сделали её частью себя, ведь они нарушили её, показав что она не часть их сущности (например кушать это часть нашей физической сущности и мы не можем не кушать, мы можем только отдалить момент еды и то либо для востановления физической сущности или для целей нефизической сущности, поэтому если Тору бы сделали частью сущности своей, то они не смогли бы нарушить её. и это наша задача в этом мире сделать духовную Тору - духовную сущность частью физической сущности и тогда материя одухотворится). Моше просто визуализировал им, что они на самом деле сделали сами. Скрижали внешние были отражение скрижалей внутрений - есть такое понятие скрижали сердца.
Поэтому мы должны трудиться много чтобы также выйти на уровень первых скрижалей на уровень где все темы связаны, где через часть видно целое где через целое видна каждая часть, где мы видим в Торе не набор разных частей а единую картину и в каждой части этой картины - отражение единой картины (принцип голограмы). Такая учеба погружает человека в Божественную мудрость очень сильно.

И также можно предположить что 2 уничтоженных Храма это 2 разбитых первых скриажали на двух руках. А третий Храм это вторые скрижали, их хоть и две, но они на одной руке.



Я где то читал намек (в книге сложной где я не всё понимаю даже перевод  - поэтому я мог все направильно понять, но идея интересная получается) что 2 разрушеных Храма связаны с тем что Яаков авину взял в жены двух сестер (запрет Торы) - и мы читаем тикун Рахель и тикун Лея поэтому?  Кто то про это слышал?


Subscribe

  • Эпидемия и молитвы

    Когда-то, еще в 19 веке рав Исраэль Салантер принял решение, что эпидемия отменяет даже пост в йом-кипур. В 1848 г. в Вильно была эпидемия холеры.…

  • Можно ли отменить смиху ?

    Допустим, человек, имеющий смиху раввина, при свидетелях ест свинину или мясной борщ со сметаной, или в шабат зажигает огонь итп. Кто может отменить…

  • Про продажу хамеца

    Главные раввины продали все израильское квасное бизнесмену из Абу-Гоша У меня вопрос к грамотным товарищам: Что значит ВСЁ квасное ? Булку, которая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment