Пинхас (pinchas) wrote in machanaim,
Пинхас
pinchas
machanaim

Комментарий к разделу «Дварим»

Обновление Завета

Недельный раздел "Дварим" начинает книгу Второзакония с предсмертной речи Моисея, его "политического завещания": подведение итогов, устройство жизни в Стране Израиля и картина дальнейшей национальной судьбы. Эта речь Моисея носит также название Брит арвот Моав, «заключение Завета в степях Моавитянских».
Завет Бога с еврейским народом неправильно представлять себе  как однократное событие – этот Завет является постоянно обновляющимся динамическим процессом.

В начале  еврейской истории он предстает нам как Завет Праотцев, заключенный с Авраhамом, Ицхаком и Яаковом. Затем, когда сыны Израиля формируются как народ, они получают Завет Синая, раскрывающий реализацию идеалов, заложенных в Завете Праотцев. Этот Завет имеет несколько этапов раскрытия: на самом Синае, в степях Моава, а после перехода Иордана – на горах Гризим и Эйваль, около Шхема. И, наконец, как говорит об этом пророк Иеремия, Завет с Богом должен быть обновлен при возвращении еврейского народа в свою Страну, в ходе мессианского процесса.
В Завете степей Моава, в который Моисей, в завершении своей жизни,  вводит еврейский народ, многое сказано не в той форме, как это было на Синае. Хождение по пустыне завершилось, еврейский народ повзрослел, теперь он был подготовлен к завоеванию Страны, к более глубокому пониманию своих задач – и поэтому он смог получить дополнительное Божественное Откровение, которое, не отменяя ничего из предыдущего, давало новый уровень продвижения.
Обновление Завета, таким образом  – важное понятие для еврейского подхода к миру, сопровождающее всю еврейскую историю. Божественное Откровение, раскрытие человеку и человечеству Божественного Слова, не исчерпывается только дарованием Торы на Синае. Весь ход еврейской и мировой истории представляет собой общенациональный и общечеловеческий диалог с Богом. Если бы Бог только повторял уже сказанное ранее, то наш разговор с Ним был бы равнозначен всего лишь диалогу с Книгой. Но еврейский монотеизм настаивает, что наша жизнь – это диалог с Богом, что Он обращается к нам как Личность и постоянно говорит что-то новое,  добавляя к сказанному ранее. В каждом новом поколении, особенно при крутом повороте в жизни людей, происходит дополнительное, продолжающееся Божественное Откровение, которое нам нужно воспринять.
Комплекс новых идей усваивается человеком в сложном процессе выбора   решений, невозможного вне материального существования. Так и народ, обладающий лишь  душой без национального тела, не может понимать новые откровения и активно действовать для их реализации. Поэтому, хотя  каждый еврей в отдельности, как и любой человек, ведет свой личный разговор с Богом всю жизнь,  – но общенациональный диалог с Богом реализуется полноценно только в Стране Израиля; вне Страны он носит лишь минорный характер. Без своей земли еврейский народ не является живой действующей силой и коллективной личностью – у него нет единого национального тела, а поэтому он не может достичь и вершин духа. Только с обретением такого тела возможен возврат народа к диалогу со Всевышним на более высоком уровне, и поэтому происходит дальнейшее обновление Завета.
Понимание Завета с Богом как постоянного обновления всегда присутствовало в еврейской традиции, но  не доминировало в ней. Этот подход был активизирован лишь в последнее время, у рава Кука и в движении религиозного сионизма, параллельно с активным освоением Страны Израиля.
Возвращаясь к недельному разделу Дварим и к Завету в степях Моава, мы видим, что многие события и законы изложены в книге Второзакония совершенно иначе, чем в предыдущих книгах Торы.  Например, если в книге Чисел сказано, что разведчики в Ханаан были отправлены по указанию Всевышнего («Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израиля...  И послал их Моше... по слову Господа» – Числа, 13:2), – то во Второзаконии Моисей объясняет, что на этот шаг его вынудило давление со стороны еврейского народа («Но вы все подошли ко мне и сказали: Пошлем людей перед собою, чтоб они разведали нам землю эту» – Втор. 1:22).
     И дело здесь не только в том, что некоторые события в ретроспективе оцениваются иначе – по-другому выглядят  и многие Божественные заповеди по сравнению с книгами Исход и Левит. Различия связаны с тем, что народ на Горе Синай не был свободен: Бог заставлял его принять Тору, Моисей приказывал, а огненно-облачный столп указывал, куда идти. Но при переходе в Страну Израиля ситуация изменяется. Столп пропадает, Моисей уходит, и люди сами должны отвечать за свое развитие, они теперь не подчиненные, а соучастники осуществления заповедей. К описанию жертвоприношений (т.е. к религиозным церемониям) добавляется возлияние вина: в этих действиях мы должны раскрыть собственную личностность, а не только действовать по инструкции. Ранее говорилось, что первенцы скота передаются священнику, – а теперь сказано, что человек сам должен с радостью есть их в Храме. Все эти примеры  более полного участия обычного еврея в религиозном действии имеют общую основу: свободную самореализацию в своей Стране.
Жесткие рамки поведения в пустыне аналогичны ситуации в диаспоре. Не только окружающие народы вытесняли евреев в гетто – но мы и сами огораживали себя в нем, защищаясь от ассимиляции, растворения и исчезновения. Однако в своей Стране ситуация совершенно другая – мы должны быть открыты жизни, и это требует обновления Завета.
Смерть Моисея на пороге  Страны Израиля,  переход  военного и  духовного лидерства к Йеhошуа Бин-Нуну символизируют смену религиозной парадигмы при переходе к жизни в своей Стране. Это актуально и в наше время. Харедимный (ультраортодоксальный) подход призывает остаться в рамках прежнего, периода диаспоры, религиозного мировоззрения. Но народ в целом принципиально неспособен жить по религиозной парадигме галута, которая  нежизнеспособна в Израиле. Ее обновление зависит от того, как мы сами построим религиозную жизнь в своем национальном доме. «Смотри, дал тебе Господь, Бог твой, землю эту; ступай, наследуй, как Господь, Бог отцов твоих говорил тебе; не бойся и не страшись». (Втор. 1:21).

ejwiki-books.com

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments