Пинхас (pinchas) wrote in machanaim,
Пинхас
pinchas
machanaim

Комментарий к недельному разделу «Ваэтханан»

Быть успешным, богатым и духовно здоровым

«Ваэтханан», второй недельный раздел книги Второзаконие,  продолжая подведение итогов перехода через Пустыню, говорит о Завете: повторяются описание Дарования Торы на Синае и Десять заповедей и дается новая формулировка Завета – знаменитый отрывок «Шма, Исраэль» («Слушай, Израиль: Господь  – Бог наш, Господь Один!»),  который Тора заповедует нам читать каждый день, утром и вечером.
"Шма" говорит о единстве  Всевышнего как источника всего в мире.  А поэтому диалог с Богом происходит не только в сфере духовного, но и в области материального, светского, и не только науки, искусства ("светской духовности"), но также и экономики, бизнеса и даже войны.
«Шма, Исраэль» говорит не о загробном мире, а об успехе в реальной жизни на своей земле, о дожде вовремя и об урожае:  «дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и елей твой»  (Втор. 11:14). Духовное интегрировано с материальным и не может быть отделено от него.

Процесс такой интеграции – один из сложнейших в жизни личности, народа и всего человечества. На протяжении еврейской истории во времена тяжелых испытаний народ обращался к Богу как к единственной надежде на спасение, но, достигнув  успеха и достатка, часто отходил от Него.  А поэтому после материального подъема часто следовало духовное падение. Фактически, сохранение духовного уровня в периоды материального успеха было одной из главных еврейских проблем.
Немало религиозных концепций противопоставляют духовное и материальное. При таком подходе достаток не нужен и даже вреден для полноценной связи с Богом. Сильнее всего это выражено в классическом христианстве, которое опирается на фразу Иисуса:  «Царство мое не от мира сего»  и видит настоящую духовность лишь  в загробном мире. Но такой подход – не нововведение христианства, он был одним из направлений еврейской мысли в эпоху конца Второго Храма и позже,  можно найти немало аналогичных высказываний в текстах иудаизма диаспоры.
Однако в Торе мы видим другой подход: достаток и успех однозначно одобряются. Это дало повод христианам обвинять евреев в «бездуховности и излишнем материализме»; при этом протестантские движения, более опирающиеся на Танах, чем на Новый Завет, провозгласили именно материальные достижения главным критерием благоволения Бога к человеку.
На самом деле еврейский подход не отрицает и не абсолютизирует материальные достижения. Танах указывает на материальный успех как на позитивный фактор, – но в то же время рассматривает его как проблему и "вызов". Испытаниями являются не только «огонь и вода», т.е. кризисы  и опасности для жизни, но также и «медные трубы» славы и успеха. Еврейский народ может преодолеть тяжелые времена и даже катастрофы – но вот в благоприятной ситуации «медных труб» иногда не выдерживает, начинает портиться и духовно деградировать.
Достижения еврейского народа и Государства Израиль в наше время несомненны  – но они  же представляют собой сложность и опасность. Если мы неправильно используем успех, то Всевышний отнимает его в ходе жизни-диалога, и начинаются новые проблемы, о которых тоже говорит "Шма": «И возгорится гнев Господа на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы вскоре пропадете с этой доброй земли, которую Господь дает вам» (Втор. 11:17).
Иудаизм прошлых веков был приспособлен к галуту, к изменчивости своего статуса в окружении враждебных народов, к зыбкости всей материальной  жизни. Поэтому нужно было ориентироваться лишь на то, чтобы сохранить себя как народ, но не на успех  – ведь он все равно не мог быть настоящим. Сегодня иудаизм ультраортодоксальной общины, харедим, пытается перенести такую модель жизни из диаспоры в Израиль – и поэтому не желает изучения светских наук, открытости миру и полноценной реализации себя в нем. По сути дела, они не верят, что Бог проявляется  во всем, а не только в религии и загробном мире, и их "неприятие светского" связано не с поверхностной  политической конъюнктурой, а с глубинным страхом: они просто боятся, что их иудаизм не выдержит столкновения с жизнью, распадется, и люди отойдут  от него.
Существует в еврейском мире и противоположная тенденция, для которой важна светская наполненность бытия, наука и культура, военная сила и экономический прогресс. Эти две установки создают обособленные группы общества: одна полностью уходит в борьбу за светский успех, а другая – в "общение с Богом до потери ориентиров реального мира".
Но с точки зрения религиозного сионизма, необходима интеграция духовных и  материальных достижений, религиозных и светских ценностей. Божественность присутствует и в Этом мире, и в Грядущем мире. В их объединении заключается главный вызов современной эпохи. Этот ортодоксально-модернистский подход рава Кука – воскрешение исходного  иудаизма Танаха, в противопоставлении его галутной форме.
Проблемы Государства Израиль можно решить только через преодоление раскола между религиозным и светским подходами к смыслу нашего существования. Для этого, в частности, необходимо чтобы в религиозных школах подчеркивалось Божественное содержание светских ценностей и достижений. Религиозные круги должны показывать пример стремления к экономическим, социальным и научным успехам, – такой же, как и в соблюдении заповедей и изучении Торы.
За последние десятилетия религиозный сионизм вышел на первые позиции в поселенческом освоении Страны Израиля и в службе в армии – то, что раньше, 50 лет назад, было почти исключительно делом "светских". Это прекрасные достижения, но это только начало. Мы должны стать такой же ведущей силой в науке, технологическом мире и в искусстве – ведь все эти области Божественны, и продвигать их – такая же заповедь, как осваивать Страну Израиля, служить в армии, соблюдать Субботу или кашрут. Мы должны показать пример соединения духовности с материальными достижениями – потому что только через это можно продемонстрировать еврейскому народу и человечеству, что все духовные и материальные аспекты жизни являются проявлениями Божественного Единства.

ejwiki-books.com

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments