К разделу "Мецора"

Я хотела назвать свою драшу "Что общего между проказой и коронавирусом". Collapse )Вообще, общего очень много: и там, и там применяется карантин, все этой болезни боятся, обе затрагивают, среди прочего, респираторный тракт. Но прежде всего нужно понять, является ли описанная в Торе цараат болезнью, которая по-русски называется проказой. Мне кажется, кто-то уже делал на эту тему драшу, извините тогда за повторения, но я скажу и что-то новое, по раву Мильгрому, большому специалисту по сефер Ваикра.
Cловарь и википедия говорят: да, лепра, Hansen's decease. Но если читать википедию дальше, мы видим, что не так уж лепра похожа на цараат из Торы: она слабо заразна, лечится или проходит очень долго, совсем не так, как в Торе. Вообще рав Мильгром говорит, что он пригласил уважаемого дерматолога из Сан-Франциско, и тот сказал, внимательно изучив текст Торы и более поздние средневековые тексты, что описание болезни в нашей праше не соответствует ни одной из существующих кожных болезней ни с точки зрения симптомов, ни лечения. И уж точно ни одна из хоть сколько-нибудь похожих болезней не пройдет и даже не изменится за неделю или две. Но все-таки что-то общее с проказой у болезни цараат есть: это такие чешуйки, струпья. Поэтому Мильгром предлагает называть это болезнь не проказа, лепра, как ее перевела Септуагинта, а чешуйчатая болезнь. Но, опять-таки, медицине такая болезнь неизвестна, и если мы все-таки будем пытаться настаивать, что да, это проказа или даже другая кожная болезнь, просто она видоизменилась, то тогда мы удивимся сами себе, потому что и в Танахе мы находим полководца Наамана в Мелахим бет, который был поражен проказой, и никто его не сажал на карантин, он жил дома с семьей, разговаривал с пророком Элишей и никто от него не шарахался. Если мы продолжим и будем пытаться понять, что такое цараат одежды и дома, то, скорее всего, мы поймем, что медицина нам здесь не поможет.
Тора, однако, казалось бы, рассматривает по крайней мере цараат людей как болезнь. Комментаторы и Талмуд видят в этой болезни наказание, в основном за лашон а-ра. Реш Лакиш в трактате Арахин даже находит звуковое сходство: мецора - моци шем ра. Приводится много примеров, демонстрирующих связь между цараат и лашон а-ра, я не буду их сейчас приводить. Они в любом случае поучительны и ясно показывают, что очень важно воздерживаться от лашон а-ра, объясняют, что и меры принимаемые в качестве лечения проказы, очень подходят для наказания за лашон а-ра. Но Мильгром предлагает посмотреть на вопрос о проказе несколько иначе. Это не болезнь, мы уже видим, это ритуальное состояние нечистоты. И мы сможем понять его, если вспомним, что такое нечистота. Мы знаем, что нечистота связана со смертью. Мертвое тело - ави авот атума. Другие виды нечистоты, более слабые, - это что - то, в чем есть какая-то частица смерти. Менструальная кровь - это несостоявшаяся беременность, истечение семени - тоже несостоявшееся оплодотворение. И прокаженный тоже рассматривается почти как труп. Аарон в своей молитве за Мириам говорит: пожалуйста, пусть она не будет как мертвый, который выходит из чрева матери полуистлевшим. К тому же, прокаженный, как и мертвец, оскверняет в шатре - другие виды нечистоты так не передаются.
Очищение тоже похоже. И для очищения от нечистоты по мертвому, и нечистоты проказы, и только для них нужно кропление, и живую птицу макают в кровь зарезанной птицы, над живой водой источника, и в ней эзов, и червленица – красные элементы, символизирующие жизнь, которая, как известно, в крови.
Интересно, что как в прошлый раз я говорила о двух параллельных аллегорических пониманиях Шир аШирим, так здесь мы видим два параллельных символических понимания, к примеру, очищения от проказы. Раши и Талмуд говорят, что птичка символизирует болтовню, щебетанье, которыми провинился прокаженный. Толаат шани – что он должен почувствовать, что он, в сущности червь. Мильгром же видит в них символ жизни.
Итак, мы видим, что нечистота проказы и очищение от проказы больше других нечистот похожа на нечистоту по мертвому. А как это объяснить? Про маточную кровь мы поняли, как это связано со смертью. А проказа как? Говорит Мильгром – видом, чешуйки. И тогда нас уже не смущает проказа одежды и проказа домов. Плесень и гниль на одежде и на постройках дают такое же впечатление разложения и смерти. И интересно, что определяется это по виду. Коен смотрит, и коен решает. Дом становится нечистым, когда коен объявит его прокаженным – и рекомендуется вынести из него вещи еще до того, как коен его объявит нечистым. Значит, это не объективная физическая нечистота. Так же и у человека. Не нужно делать анализ и решать, проказа это или нет. Так же, как на прошлой неделе, в прашат Шмини, мы говорили о разрешенных и запрещенных животных – и они определяются по виду, не по их биологическому строению. Вот заяц и то ли кролик, то ли доман объявляется жвачным – хотя он совсем не отрыгивает жвачку, как корова с четырехкамерным желудком. Но зато есть объяснение, что то, что делает заяц, выглядит, как отрыгивание жвачки: он выблевывает проглоченную, но недостаточно переваренную пищу, оставляет ее на солнце, чтобы она уже доварилась, и съедает снова. А доман делает движения, как будто он жует жвачку.
То есть это выглядит, как будто он жует жвачку. А галаха, нас этому учил рав Шабтай Рапопорт, не вдается в химию и биологию. Она смотрит на вид, на вкус – органолептически. Вот хамец, говорил он, главное в нем – это вкус хамеца. Конечно, мы не определяем сейчас по вкусу, хамец это или маца, но суть хамеца, говорит он, именно во вкусе. Вот так и проказа – она выглядит как смерть – и поэтому мы ее и считаем подобной смертью, и поэтому она нечиста. Можно очень много сказать о том, что иудаизм – религия жизни, она не воспевает смерть. לא המתים יהללו אל. Живые могут прославлять Всевышнего, служить ему, выполнять его заповеди. Вот кто-то написал по поводу коронавируса, что в Израиле смертность такая маленькая не потому, что он хорошо с этой проблемой борется, а потому что у евреев культура такая. Не знаю, что он имел в виду, но да, Иудаизм за жизнь, лехаим!
Но Иудаизм еще и за общество, огромная часть галахот регулирует общественную жизнь, общественной должна быть молитва. Мертвые не прославляют Бога – но и самую прославляющую Бога молитву, Кадиш, мы не говорим в одиночку. Поэтому мы можем вернуться к традиционному толкованию проказы: это наказание, или лучше сказать следствие лашон-ара. Смерть, которая символизируется чешуйками на лице мецора, на одежде, на доме – это невозможность жить в обществе, жить среди людей. Говорящий лашон а-ра убивает того, о котором он его говорит, но прежде всего он убивает самого себя. Это очень хорошо символизируется тем, что он должен замотать себе рот: он не сможет сказать лашон а-ра, но и славить Бога он не может.
Ну, и какой мы из этого сделаем вывод о нашем сегодняшнем положении, когда мы не можем собираться, должны дистанцироваться друг от друга на 2 метра и носить, как прокаженные, маски?
nmf

Аристотель vc атомисты

Шемот 33:20: כִּי לֹא יִרְאַנִי הָאָדָם וָחָי

Раши комментирует этот стих (וַיֹּאמֶר לֹא תוּכַל לִרְאֹת אֶת פָּנָי כִּי לֹא יִרְאַנִי הָאָדָם וָחָי) так: Даже тогда, когда Я проведу все благо Мое пред тобою, Я не позволю тебе видеть Мое лицо. Другие комментаторы, сведущие в метафизике, говорят: дело не в том, что не позволит, но увидеть Его - абсолютная невозможность (даже в мире грядущем, добавляют некоторые). И получается: как Раши наивен, как же он не понимает, что дело не в запрете. Но если дело не в запрете, то увидетъ невозможно по "объективным причинам"; либо им точно известно, что Он никогда такого не допустит. Поэтому сами они дураки.

Можно ли отменить смиху ?

Допустим, человек, имеющий смиху раввина, при свидетелях ест свинину или мясной борщ со сметаной, или в шабат зажигает огонь итп.

Кто может отменить смиху ?
Гос. раббанут ?
Религиозный суд ?

Отменяют же иногда гиюр...

Мамзеры и Гои

Как-то мы тут обсуждали тему про мамзеров.
Я спрашивала, является ли "мамзер" - объективным свойством человека.
Типа как, например, наличие у него инфекционной болезни.
Если никто не знает, и даже сам человек не знает, всё равно он опасен, может заразить других.

Мне ответили знающие люди, что
нет никакого клейма, и если никто не знает, и больше того, если доказать нельзя, то человека защитать мамзером нельзя. В рамках практической галахи обычно как раз пытаются найти лазейки, чтобы человека мамзером не засчитать.

Ссылка на историю, как "мудрец" назвал "мамзером" - просто плохо себя ведущего человека, впечатления не произвела.

Еще ссылки на эту тему:
Будем считать, что "мамзер" - таки чисто юридический статус, а нет расследования - нет проблемы.

Вернемся к "расследованию гоев".
Олег репатриировался в Израиль из Украины в 1992 году, в пятилетнем возрасте, с мамой, тетей и бабушкой. Прабабушка Олега, Ида, приехала в Израиль еще в 70-е.
Collapse )

Почему раввинам вдруг захотелось "расследовать" подозрение в усыновлении 70+ лет назад ?
Они объясняют это в интервью.
Не будем сейчас обсуждать вопросы "еврейских генов и митохондрий".
Остановимся на доказательствах РОДСТВА.
-И все же – почему проверки настолько тщательные? Почему тем, кто проверяет в раввинате на еврейство, так важно не ошибиться и не пропустить "в евреи" нееврея – настолько, что при наличии сомнений презумпция нееврейства побеждает?
Collapse )

То есть, если действительно бабушка жениха была удочерена еврейкой 75 лет назад, то это - ужос-ужос.
Значит (по мнению раввинов) есть какой-то ОБЪЕКТИВНЫЙ смысл в "галахическом статусе" от бабушки ? (Уже не говорю о том, что таким способом можно "заподозрить в усыновлении" кого угодно).

Но тогда как может быть, что "мамзер" - не объективное состояние человека, а только "бумажка от раввинов" !? Странная логика.
Причем в этом случае - генетические проверки запрещены ЗАКОНОМ.
Суд не дает таких направлений. Даже если "законный" отец имеет реальные основания подозревать, что жена родила "от соседа".

И закрадывается страшная мысль: а вдруг мамзеры затесались в раввины ?
Представляете, какой кошмар ? Мамзер решает, "кто еврей".
Пусть хотя бы все раввины, машгиахи и даяны пройдут тест на родство со своими отцами. Что они - не мамзеры. Как можно доверять судьбы - кому попало ?
В 21 веке, когда есть генетические тесты, и эти самые раввины, не доверяя бумажкам, направляют туда людей.

Имя в акеде

В стихах 22:1,3 Всевышний (hа)элоким, т. е. действует мидат hадин. Комментаторы обращали на это внимание, указывая на связь с предшествующим эпизодом заключения договора с Авимелехом, где Авраам ручался за себя и за свое потомство; это имело, согласно мидрашу, нехорошие последствия. Но смысл должен быть более общим и иметь более непосредственное отношение к делу. Поздние комментарии говорят, что патриархальное мировоззрение Авраама нуждалось в коррекции (хотя отчасти именно благодаря патриархальности он стал Авраамом). Это лучше объясняет, почему в действие был приведен мидат hадин. Остается, однако, вопрос, что за правосудие это было для Ицхака. По-видимому, такое же: акеда вполне укладывалась в логику патриархальности, и Ицхак должен был это понять.

Карет и гиюр

Спросила у Гугла, что такое "карет".
Русская Вика - вообще ничего не знает на эту тему.
Ивритская Вика говорит примерно "душа отрезана от своего народа", но непонятно, в чем конкретно это выражается.

Энциклопедия на toldot.ru знает больше о загробном мире

Однако, со смертью нечестивца его душа не перестает существовать, распадаясь на первоэлементы, подобно душам животных, или полностью исчезая. Но его «истребление» сопровождено карами и страданиями. Ведь человеческая душа не может просто исчезнуть вместе с гибелью тела… невозможно, чтобы душа, которая так возвышена, исчезла и потерялась.

Но все происходит иначе. Все, приговоренные к этому наказанию (карету), караются в Геиноме 12 месяцев, в соответствии с виной каждого. А когда заканчивается срок кары, «их души сжигаются» и «превращаются в пепел», т.е. они перестают быть теми созданиями, которыми были, как сожженный предмет, ставший пеплом, «и ветер» от Б-га — ветер, приносящий облегчение — «рассеивает его (пепел) под стопы праведников», т.е. на уровень ниже [уровня, соответствующего] наслаждению и покою праведников.

На этом уровне [«под ногами праведников»] нет прежних кар и страданий, но и нет неги и наслаждения праведников.

А «средние» поднимаются по завершению кары на уровень, где вкушают покой и наслаждение — но не так, как праведники.

А законченных грешников (вероотступников, безбожников и т.п.), приговоренных к самому суровому наказанию, карают из века в век. И согласно воле Владыки, да будет Он благословен, эти души продолжают существовать, и Он карает их такими казнями и страданиями, которые не уничтожают эти грешные души…

Короче - срок от 12 месяцев до бесконечности.
Так их, атеистов !
Разве можно сравнить их грех - с убийствами, даже массовыми ?

Дальше - цитаты из Рамбама, в которых единственное наказание - лишение вечной жизни, без всяких адских мук.
Но толдот.ру знает лучше Рамбама, поэтому толкует так, что
И из фразы о грешнике, которого «карают в соответствии с его грехами», а по завершении кары у него «есть удел в будущем мире» можно понять, что должно быть некое особое место для мук и страданий души.
Не могут же они представить загробную жизнь без садизма.

Ежевика толкует про карет без адских мук. Не знаю, какое из этих мнений - мэйнстрим.

Но я не об этом хотела спросить.
А про геров, которые не собираются соблюдать всё всерьез по-ортодоксальному, которых соблазнили в гиюр чисто практическими аргументами.
https://machanaim.livejournal.com/940489.html
https://machanaim.livejournal.com/910792.html
Вот какие аргументы приводят ЗА гиюр:
1. Все ли признают меня еврейкой ?
2. Смогу ли я выйти замуж по еврейской традиции и обрядам ?
3. С каким национальным самосознанием будет расти моя дочь ?
4. Как окружающие станут воспринимать мой дом ?
5. Как мой ребенок будет принят в обществе ?
6. Зарегистрирует ли раввинат мой брак ?

Ради себя, ради своей семьи и ради будущих поколений - присоединяйся к национальной программе гиюра !

Речь не идет ни о вере, ни о серьезном соблюдении.
Ну, насчет "ради своей семьи и будущих поколений" - в той теме написано достаточно.

Почти наверняка человек, сделавший гиюр из таких соображений - быстренько нарушит достаточно, чтобы заработать карет.

А если бы он остался "гоем", его судьба в загробном царстве была бы лучше или хуже ?
Допустим - нормальный человек, не убивает, не ворует, даже как-то вернул найденную сумку.
Не ангел (ангелов нет), не "праведник народов мира".
Кстати, иудаизм что-то говорит про загробную жизнь для гоев ?

Вопрос этой темы:
Те люди, которые заманивают в гиюр подобными аргументами, - они верят в существование карета и вообще - наказаний за несоблюдение кашрута-шабата итп ?
o_aronius

Календарное. Тень без головы и флаги Торы

Две небольших датских статьи

1. Тень без головы

Однако наибольший интерес представляет четвертая гравюра, изображающая двух евреев, держащих в руках ветви ивы – поскольку у одного из них нет головы!
Ивовые ветки в руках однозначно свидетельствуют, что речь идет о празднике Гошана Раба, последнем дне будней праздника Суккот – как мы уже сказали, в этот день, во время утренней молитвы, евреи бьют по полу ветвями ивы. Но почему один из них потерял голову?


2. 1. Флаги Торы

Зародившийся примерно в XVI веке, этот обычай быстро распространился по всему еврейскому миру. Флажки праздника Симхат-Тора мы находим на амстердамских гравюрах XVIII, нью-йоркских открытках XIX, изображениях и фотографиях восточноевропейской еврейской жизни XX века.
Праздничные флажки восточноевропейских евреев напоминали флаги европейских рыцарей и городов, однако содержали ярко выраженные еврейские мотивы. Таким образом, члены общины напоминали, что их знамена – в отличие от средневековой христианской традиции – являются знаменами Торы и заповедей, а не символами войны и кровопролития.