Category: еда

Category was added automatically. Read all entries about "еда".

Orange

Вопрос о маце в шоколаде

Словосочетание "маца в шоколаде" звучит забавно (ведь она никак не тянет на "хлеб бедности", но так или иначе, она стала вполне привычным лакомством на Песах, особенно для детей. В связи с этим - несколько вопросов. Как бы понятно, что такую мацу не едят в ночь Седера. Но, скажем, до или после Седера на такую мацу произносят благословение, как на хлеб или как на "мезанот"? Т. е. нужно ли совершать ритуальное омовение рук перед тем, как есть такую мацу?

Я знаю, что в разных общинах есть разные правила по поводу того, когда вообще нельзя есть любую мацу. Хасиды, мне кажется, не разрешают есть мацу до Седера с первого дня месяца Нисан. А какой обычай у литваков?

Правильно ли я понимаю, что такая маца помимо того, что это "маца ашира", но она еще и считается "геброхтс"? (на иврите "маца шруя"). Понятно, что митнагдим "геброхтс" не соблюдают (мне кажется, это только хабадский обычай), но все же интересно!

Песах и вегетарианцы

А как вегетарианцы обходят ТРАДИЦИЮ пасхальной трапезы ?
Ведь мясо - неотъемлемый компонент, напоминание о пасхальном ягненке ?
Кстати, эта жертва приносилась НЕ в Храме, а в каждой семье.
Она отменена вместе с храмовыми жертвами ?
pinchas

Шхита и "цаар баалей хаим"

Как известно (спасибо Л.К.), р.Вайнберг (Сридей Эш) в 1930-е гг. предлагал (как один из вариантов уменьшения "цаар баалей хаим" при шхите) давать корове подышать азотом, отчего она "засыпает" (это наркоз, для жизни коровы не опасный), и тогда делать ей шхиту (и утверждал что это совершенно кошерно). 

В связи с этим вопросы:
  1. Знаете ли вы что-нибудь о подобных предложениях или о дискуссии о них сегодня?
  2. Считаете ли вы лично, что перейти на такую систему шхиты было бы правильно в наше время?
UPD. "Цаар баалей хаим" при шхите заключается прежде всего в процессе подготовки к собственно шхите. Я слышал (кто-то может подтвердить или опровергнуть?) что для удобства шхиты корову чуть ли не подвешивают за ноги и т.п. Деталей не знаю, и если кто-то был на промышленной шхите и может рассказать или есть материалы - пришлите ссылку.

А также известно, что р.Ш.Горен (не раз бывший на линии фронта), который однажды посетил кошерную скотобойню в Канаде  с инспекцией кашрута, был так потрясен этим ужасом, что на всю жизнь стал вегетарианцем.

Ну и понятно, что сама религиозная разрешенность шхиты никак не отменяет желательности уменьшения  "цаар баалей хаим" при ней происходящего, о чем нам говорит известная история про р.Иеhуду hа-Наси.

При этом когда "цаар баалей хаим" нельзя обойти - он является допустимым (напр., мед исследования на животных), но когда можно его обойти - зачем же его делать? 
Точно также убивать в бою можно, но истязать  пленных нельзя. 

икра из живой рыбы - кашерна?

Вопрос к знатокам и к понимающим в кашруте. Красная икра кашерна? На каком основании определяется её кашерность?
Привожу ссылку на ТЕХНОЛОГИЮ ПРОИЗВОДСТВА.
И вот мой вопрос:
Если для добычи красной икры нужно вскрыть брюхо живой рыбы (см. на линке - это аспект, который важен для качества икры), то не является ли это прямым нарушением запрета есть от живого, т.е. запрета поедания органа живого существа?
Orange
  • bisyaka

Почему во все ночи мы не обмакиваем еду?..

В известной песне "Ма ништана", которая являтся одним из важных пунктов Пасхального седера, мы обычно поем следующее:

"Почему во все ночи мы не обмакиваем еду, а в эту ночь обмакиваем дважды (карпас в соленую воду и марор в харосет)?" ("ки бе холь hалейлот ейн ану матбилин афилу паам ехат...").

ВОПРОС ПО ТЕКСТУ: "А разве на Рош hаШана мы не макаем яблоки в мед?" (кстати, мед в харосет, по-моему, тоже входит). Учитывая то, что в Торе Эрец Исраэль называется, "землей текущей молоком и медом (фиников)", то не было бы логичнее смешивать мед с молоком, а не с яблоками?

Я понимаю, что обычай обмакивать яблоки в мед, скорее всего, придуман позднее Агады (когда?). Тогда почему не поменяли слова в "Ма ништана", ведь то, что мы поем - явная неточность?
Orange
  • bisyaka

Что имееется в виду под словом "голодают"?

Я понимаю, что речь идет о главным образом о детях из многодетных религиозных семей. Кто-то может объяснить, что означает в данном случае слово "голодают"? У них нет совсем еды, они пухнут с голоду?

http://www.mignews.com/news/society/world/270810_145724_39125.html

Пасхальный седер и диабет

Как известно во время пасхального седера едят мацу и пьют 4 стакана вина. И то и другое содержит в себе сахар. Прри этом от 5 до 10% населения страдают от различных степеней сахарного диабета и поэтому должны ограничивать себя в сахаре.

Шулхан   Арух постановил, что тот кто не пьет вино поскольку оно для него вредно или не любит- должен заставить себя его выпить, чтобы выполнить заповедь 4- бокалов ( симан 472, 10). Мишна брура в своем комментарии пишет, что если есть опасность что питье вина может и в самом деле серьезно навредить здоровью, то человек не обязан пить.

Поскольку существуют различные формы и степени диабета, нужно различать между несколькими ситуациями-
1) те, кто обычно не принимают лекарство но должны следить за кол-вом потребляемого сахара, должны съесть обычное кол-во мацы, но ограниить себя в праздничной трапезе.
2) те, кто делает себе иньекции инсулина так же должны выполнить заповедь мацы и вина, и вколоть себе количество инсулина в соответствии с уровнем потребления сахара.
3) Больные, постоянно принимающие лекарства в постоянной дозе, такие как метформин или глюгофадж, должны есть и пить в соотвествии с минимальным галахически допустимым уровнем. маца- 3\4 листа машинной мацы, корех- 1\3 до половины мацы и афикоман половина листа машинной мацы. Таким образом они съедят за седер не более двух листов машинной мацы.
Относительно 4ех стаканов вина- для этих людей необходим стакан содержащий минимум 86гр и каждый раз человек должен выпить по крайней мере 45 гр. можно пить виноградный сок, но сухое красное вино препочтительнее, поскольку в нем меньше сахара.
pdl

Хала

Рецепт Субботней халы от Мегги Глезер.
Я перепробовала несколько рецептов и считаю этот просто идеальным для тех, кто вымешивает тесто руками.
Если кто-то из читательниц поделится рецептом халы БЕЗ яиц, буду очень благодарна.
Итак, рецепт. Collapse )

Ингридиенты:

* 2 чайных ложки дрожжей
* Приблизительно 3 1/2 стакана белой пшеничной муки
* 1/4 стакана теплой воды
* 3 больших яйца, плюс 1 для глазировки
* 1 1/2 ч. ложки столовой соли
* 1/4 стак. растительного масла
* 1/4 стак. меда или 1/3 стак. сахарного песока.

Приготовление.

Смешать дрожжи с 1/4 стак. теплой воды, добавить ~1/4 стак муки в миске и поставить в теплое место (я ставлю в духовку и включаю внутри свет) на 10-20 мин, до образования пузырей.
Начинаем делать тесто. В миску добавить комнатной температуры яйца, масло, мед, соль, размешивать венчиком. Постепенно размешивая, теперь уже деревянной ложкой, добавить муку. Я всегда пропускаю муку через сито (впускаю прану:)), как делали моя бабушка и тетя. Размешивать до получения практически однородной массы. Теперь подключаем ручки:
Выложить тесто на чистый, посыпанный мукой стол и вымешивать руками еще минут 5. Тесто должно быть плотное, но легко вымешиваемое, однородное, лоснящееся.
Полученное тесто положить обратно в миску, накрыть пластиком и убрать в теплое место на 2 часа. Тесто должно увеличиться в 2 раза!
Теперь самое приятное.
Увеличившееся, "дышащее", ароматное тесто вымесить еще раз, разделить на две части (можно оставоть одну), каждую еще на 3-4-6 частей, в зависимости, какое плетение вы любите, сплести две халы. Выложить на пергамент, накрыть пластиком и оставить еще на 2 часа. Халы должны утроиться в объеме.
Включить духовку- 325/ (160 С).
Смазать халы яйцом. Если смазать только желтком, хала получится очень румяной. Можно посыпать маком, сезамом. Выпекать 15-20 минут (если 2 халы), или 25-35 минут, если печете одну. Примерно в середине выпечки повернуть противень на 180 градусов, чтобы выпеклись равномерно.
Как узнать, что хала готова? По внешнему виду, раз. Выпеченная хала звучит, как барабан, если по ней постучать, два. Итак, осталось только выложить халу на решетку, чтоб она остыла. Прикрыть полотенцем до Шабата.
Буду рада, если кто-то воспользуется этим старинным рецептом, которым так щедро поделилалсь Maggie Glezer.

http://www.epicurious.com/articlesguides/holidays/highholydays/challah