Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Галахические вопросы про ишака

Если у благочестивого еврея есть ишак
1. Можно ли сдать его в аренду еврею ?
2. Можно ли брать за это деньги ?
3. Можно ли сдать его в аренду гою ?
4. Можно ли сдать его в аренду гою в пятницу - на шабат ?

5. А если это не ишак, а железная машина ?
(все те же вопросы).

Про продажу хамеца

Главные раввины продали все израильское квасное бизнесмену из Абу-Гоша
У меня вопрос к грамотным товарищам:
Что значит ВСЁ квасное ?
Булку, которая у меня на кухне, - они тоже продали ?
Или речь идет о квасном в каких-то конкретных местах, у конкретных хозяев, подписавших доверенность главным раввинам на эту операцию ?
Я ничего не поручала раввинам.

Доверенность - непростая вещь.
Требует заверения нотариусом и стОит не очень дешево.

Раввин знает, за что наказаны евреи ?

Раввин Мордехай Адерет из Нью-Джерси, США, открыто рекомендует своим прихожанам не посещать церемонию поминовения жертв теракта в синагоге "Эц а-Хаим". Он убежден: эти одиннадцать человек погибли потому, что "плюнули в лицо Богу", приняв участие в обряде ритуального обрезания (бритмилы) близнецов, усыновленных гомосексуальной парой.

Об этом пишет в понедельник, 5 ноября, издание The New York Jewish Week.

Раввин может ЗНАТЬ об этом (что конкретные люди наказаны за конкретный поступок) ?
Или может говорить такое - только как свое личное мнение ?
Какая примерно доля ортодоксальных раввинов разделяет это мнение ?

Как я поняла, погибшие не были геями.
Иначе рав сказал БЫ об этом.

И кстати, если еврейский мальчик усыновлен геями - ему запрещено делать брит-милу ?
Есть такая галаха ?
Что нарушили прихожане ?

Чей мальчик, конкретно - я не искала.
Кто его мать, согласившаяся отдать ребенка на усыновление ?
o_aronius

Возвращение имен

pastoral

Мидраш о получении Торы и «сакральный язык»


В богословии языка очень важным является мидраш в трактате Шаббат Вавилонского Талмуда (88b-89a). Суть этого мидраша в том, что едва Моисей получил Тору, ангелы попытались оспорить у человека право на владение Божественным Словом. Небожителей возмутило, что Тора – это "сокровище, спрятанное за 400 поколений до сотворения мира", вдруг оказалось в руках смертного, грешного, несовершенного человека, и Моисею пришлось доказывать права религиозной общины владеть Откровением. «Сказал Моисей: Владыка мира! Тора, которую Ты даёшь мне, что в ней написано? — "Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из Египта, [из дома рабства]" (Исх 20:2). А разве ангелы спускались в Египет? Рабами фараона были? На что же им Тора?! И ещё, что в ней написано? — "Да не будет у тебя других богов" (Исх 20:3). А вы, ангелы, что, рассеяны среди идолопоклонников? И ещё, что в ней написано? — "Помни день субботний..." (Исх 20:8). Но вы то не делаете никакой работы, чтобы от неё отдыхать! И ещё, что в ней написано? — "Не возноси (tissa’) имени Господа, Бога твоего, всуе (leshaw’)" (Исх 20:7). А у вас что, есть купля (massa’) и продажа? И ещё, что в ней написано? − "Чти отца и мать" (Исх 20:12). А у вас что, есть отец или мать? И ещё, что в ней написано? − "Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради" (Исх 20:13). А у вас что, есть зависть? Или соблазн?» [Цит. по: Вогман 2014, 34]. Этот мидраш с первого взгляда может показаться бессмысленным. Ну, что это за ангелы Господа, если они оспаривают решение своего Господа? Но на самом деле в этом «испытании Моисея» имеется глубокий смысл. Человек должен был осмыслить свое отношение к Закону. Тора не должна превратиться в «созерцаемый предмет культа». Она должна быть живым Словом для каждого, кто слушает и читает ее. В данном мидраше ангелы подвергают человека испытанию (разумеется, с согласия Господа), чтобы проявить в человеке степень его духовной зрелости: понял ли сам человек, что оказалось в его руках и для чего дано ему это Сокровище? Современный исследователь Вогман видит в данном сюжете еще и отвержение «эстетической религии эллинизма»:

«Ангелы и их Закон, совершенный и прекрасный, но не подлежащий ни чтению, ни исполнению, лежат на уровне Священного. Превратить их "сокровище, спрятанное за 400 поколений до сотворения мира" – в простую земную книжку, написанную буквами на пергаменте, которую будут брать в руки и публично читать, это, конечно, ярко выраженная десакрализация. Для ангелов (как и для эллинистических аллегористов) такая "десакрализация" синонимична святотатству, поруганию святыни. Однако только и именно такое святотатство может ввести нравственное в мир и тем исполнить божественную волю. Прочитывая и практически истолковывая Тору, Моисей раскрывает новый потенциал – потенциал нравственной жизни в связи с трансцендировавшим собственное совершенство Богом» [Вогман 2014, 41].

Этот мидраш как нельзя лучше отражает искушение духом «эллинистической религии» с ее «сакральной эстетикой», воздействующей на воображение и созерцательные ресурсы человека, но не дающей ему живой пищи в обыденной жизни. Именно этот эллинистический принцип положен в основу «сакрализации литургического языка». Тексты на этом языке звучат красиво, но не назидают.

* * *
Вогман 2014 = Михаил Вогман. Противоборство с ангелами в иудаизме и гностицизме: к философской интерпретации мотива // Тирош. Труды по иудаике. Вып. 14. – М. 2014, 30-43

Почему "зехер лициат Мицраим (в память об исходе из Египта)"?

При повторении Декалога в текущем разделе Ваэтханан дается (Дварим 5:15) такое обоснование заповеди о соблюдении Шабата:

וְזָכַרְתָּ כִּי עֶבֶד הָיִיתָ בְּאֶרֶץ מִצְרַיִם וַיֹּצִאֲךָ יְהֹוָה אֱלֹהֶיךָ מִשָּׁם בְּיָד חֲזָקָה וּבִזְרֹעַ נְטוּיָה עַל כֵּן צִוְּךָ יְהֹוָה אֱלֹהֶיךָ לַעֲשׂוֹת אֶת יוֹם הַשַּׁבָּת
И ПОМНИ, ЧТО РАБОМ БЫЛ ТЫ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, И ВЫВЕЛ ТЕБЯ hаШЕМ, БОГ ТВОЙ, ОТТУДА РУКОЮ МОЩНОЙ И МЫШЦЕЮ ПРОСТЕРТОЙ; ПОЭТОМУ ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ hаШЕМ, БОГ ТВОЙ, ОТМЕЧАТЬ ДЕНЬ СУББОТНИЙ.

Таким образом, мы празднуем Шабат, первый (главный) из святых праздников (собраний) [не только] в память [о завершении Всевышним] сотворения мира [каковое обоснование дается в первом Декалоге, Шемот 20:11; но также] и в память об исходе из Египта - как и говорим в кидуше, זִכָּרוֹן לְמַעֲשֵׂה בְרֵאשִׁית. כִּי הוּא יוֹם תְּחִלָּה לְמִקְרָאֵי קֹדֶשׁ זֵכֶר לִיצִיאַת מִצְרָיִם

Но почему "в память об исходе из Египта", где здесь сколь-нибудь ясная простая связь с Шабатом? То, что считается ответом Раши, выглядит таинствененно, так как это ответ Раши на несколько другой вопрос - почему, как обоснование Шабата, упомянуто, что "РАБОМ БЫЛ ТЫ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ": Он избавил (выкупил) тебя с тем, чтобы ты был Ему рабом и соблюдал Его заповеди. Как ответ на наш вопрос о связи Шабата с Исходом (заметим, что использование этого Раши в таком качестве сомнительно), это сводится к мысли, что поскольку мы Его рабы, а также в благодарность за избавление, мы должны делать все, что Он велит, включая освящение и отмечание Шабата. Похожее объяснение дает Рамбам (также Ор haХаим). Рамбан этого в качестве искомого объяснения не принимает - если так, говорит он, тогда о любой заповеди Торы можно сказать, что она в память об исходе из Египта.

Рабейну Бахья (следуя Рамбану) сводит все к объяснению из первого Декалога. ВЫВЕЛ ТЕБЯ hаШЕМ, БОГ ТВОЙ, ОТТУДА РУКОЮ МОЩНОЙ И МЫШЦЕЮ ПРОСТЕРТОЙ - с чудесами, т. е. явными, материальными признаками божественного вмешательства (включая и последние войны на восточном берегу Иордана); поэтому это было как бы сотворение мира заново, причем на наших глазах; так что это еще и доказательство (в судебно-процессуальном смысле), что hаШем - Творец мира; и поэтому мы отмечаем Шабат как память о завершении Им творения не просто поверив Ему на слово, но теперь и как свидетели зримых подтверждений тому. Это, похоже, наилучшее из существующих решений вопроса; но по отношению к объяснению, данному в первом Декалоге (память о завершении Им сотворения мира), оно занимает подчиненное положение.

Между тем ответ дан прямо в тексте Торы, в самом стихе 5:15. Его Шабат - это завершение Им сотворения мира, и никто этот Шабат с тех пор не отменял. Занимаясь нашим спасением (пикуах нефеш, если угодно), выводом нас из Египта, Он этот Шабат нарушал - да еще как, בְּיָד חֲזָקָה וּבִזְרֹעַ נְטוּיָה . Поэтому теперь, עַל כֵּן , он приказывает нам соблюдать Шабат - в качестве компенсации, которой мы обязаны Ему за то, что Он ради нас Шабат нарушил. И обязаны скорее даже не Ему, а сотворенному Им миру, в т. ч. самим себе. Потому что вообще-то, по-хорошему, нарушать ничего нельзя, даже Ему, иначе все рухнет в тартарары. Если же чудесным образом нарушение совершено и ничего пока вроде не рухнуло, то надо это нарушение загладить, искупить, а не то-таки рухнет. Мы должны Ему наши Шабаты за это нарушение Им Шабата творения при выводе нас из Египта так же, как мы должны ему наших перворожденных за то, что Он, при выводе нас из Египта, чудесным и потому жульническим образом, спас наших перворожденных от смерти. И это - ни больше, ни меньше, чем тот ответ на поставленный вопрос, который дает нам Моисей в Дварим 5:15.

Это решает и другой вопрос: почему заповедь говорит, что мы должны ОСВЯЩАТЬ Шабат? Шабат же и без того свят, причем по первому разряду, как мы утвержаем в кидуше (כִּי הוּא יוֹם תְּחִלָּה לְמִקְרָאֵי קֹדֶשׁ)! Вот потому и должны, что ради нас его (ее) святость была нарушена.

Галахический вопрос про водяной счетчик

Депутат Кнессета Яаков Ашер ("Яадут ха-Тора") направил на имя министра инфраструктуры Юваля Штайница письмо с требованием запретить установку цифровых счетчиков потребления воды в жилых домах, так как это нарушает святость субботы.
Ашер обосновал это галахическим постановлением главного раввина Израиля Давида Лау годичной давности. В постановлении указывалось, что использование цифровых счетчиков ведет к нарушению святости субботы. В письме отмечался особый статус Лау.

Ашер потребовал от министра принять меры к установке счетчиков, работа которых не нарушает святость субботы.


Вопросы:
1. А сама работа водопровода - не нарушает святость субботы ? Ведь открывание водопроводного крана влияет на работу каких-то насосов в системе.
2. Нарушают ли Галаху обычные счетчики, которые установлены сейчас ? Ведь при открывании крана - там крутятся колесики.
3. Пользуются ли ортодоксы водопроводом в субботу ? Есть ли общины/раввины, которые это запрещают ?
4. Что такое "особый статус Лау" ?

Ешивот эсдер и армейский раббанут

Тут в одном разговоре оказалось, что я недостаточно знаю мат.часть.

Прошу просветить.
Как взаимосвязаны армейский раббанут, мин.обороны и ешивот эсдер ?
1. Подчинены ли ешивот эсдер - армейскому раббануту ?
2. Кто определяет, что ешива А входит в систему эсдер ?
3. Кто назначает туда раввинов ?
4. Влияет ли на это армейский раббанут ?
5. Требования, чтобы парни не служили вместе с девушками, исходят от ешивот эсдер или от армейкого раббанута ?
6. Кто назначает людей в армейский раббанут ?
7. Влияют ли на это - руководители ешивот хесдер ?

Дискуссия с христианами об иудеях в евангелии от Иоанна

Совершенно случайно наткнулся на очевидную, для знакомого с иудаизмом, ложь об иудеях в евангелии от Иоанна и решил спросить об этом христиан. Поскольку ни на каких христианских форумах я не зарегестрирован, решил сделать это в ЖЖ. Зашёл на страницу известного, в России, протодиакона Андрея Кураева и увидел, что он опубликовал свежий пост о вере какого-то украинского попа во власти. Решил, что это будет подходящим местом для прямого обращения к нему с вопросом о вере. Личность он известная и к христианству имеет отношение самое непосредственное.

Вот моё сообщение с вопросом к Кураеву и ветка обсуждения под ним:
https://diak-kuraev.livejournal.com/1876328.html?thread=408197480#t408197480

Как я и предпологал, со мной там не согласились. Более того, найденое мной противоречие попытались объяснить тем, что врали сами иудеи, а Иисус не обратил на это внимание, поскольку хотел продолжать говорить на более важную тему. Сам Кураев пока что никак на мой вопрос не отреагировал, хотя наверняка видел его, поскольку уже после его публикации ответил на чей-то другой комментарий под своей публикацией.

Поскольку Пинхас Полонский, в своё время, написал большую статью об отличиях и взаимоотношениях иудаизма и христианства, было бы интересно услышать его мнение об этом. Знаю, что в своём ЖЖ он уже не пишет, но быть может заходит сюда - в ЖЖ сообщество Маханаим.

Мнение остальных религиозных посетителей этого сообщества было бы так же интересно услышать.