Category: еда

Category was added automatically. Read all entries about "еда".

  • ereyzer

Истинные истоки чокания.

Меня учили в школе, что обычай чокаться - сталкивать с характерным звуком стаканы пьющих алкогольные напитки - пришел со средневековых застолий.
Рыцари имели привычку отравлять друг друга, подмешивая яд в бокал с вином, при чокании вино разбрызгивалось, попадая из одного стакана в другой, и так пирующие могли быть уверены, что никто из них не положил яд. Вы могли слушать аналогичную историю с русскими боярами или римскими сенаторами, суть ритуала это не изменяло. На основании такой трактовки чокания, приходится слышать, что евреям мол чокаться запрещено, так как чуждый обычай и вообще мы друг другу доверяем. Позволю себе привести альтернативную, и мне кажется правдивую, историю происхождения чокания.
Вспомним, что когда-то в каждодневной еврейской жизни присутствовало понятие ритуальной нечистоты ("тума"), могущей произойти от прикосновения к мертвому, "нечистому" животному и т.п. Люди соблюдающие ритуальную чистоту могли зайти в Храм, назывались "хаверим", имели свои сообщества, и, главное держались в стороне от несоблюдающих ритуальную чистоту("амей-аарец"), от которых можно было "загрязнится". Так "хавер" не мог преломить хлеб вмасте с "ам-аарец". После разрушения Храма, соблюдение ритуальной чистоты стало неактуальным, но по-видимиму, по-инерции продолжалось ещё какое-то время. Пока нaконец не было решено положить конец этому расколу в народе и весь Израиль не стал "хаверим зе-ле-зе". Вернёмся к чоканию. Изначально в чокании действительно жидкость должна была переливаться через край и чокающиеся должны были вступать в "мокрый контакт" друг с другом, показывая, что не опасаются перехода "тумы" по-мокрому от одного к другому. Возможно, что такой ритуал существовал в "хеврутах", еврейских сиситиях, но после упразднения "хаверов" и "амаарцев", чокание стало демонстрацией единства Израиля. Римляне, по-видимому, подсмотрeли чокание у евреев и переняли к себе. Дальнейшие поколения, конечно же, забыли изначальный смысл, заменив его легендой о страховке от отравления. Так что, чокайтесь на здоровье!
  • Current Mood
    drunk

Разогревание жидкого в Шаббат

http://www.halachayomit.co.il/displayRead.asp?readID=614
Как известно,есть серьезный спор по поводу возможности разогревать даже полностью готовую жидкую пищу в Шаббат, например суп.
Основой этого спора является различный подход к вопросу- возможна ли варка после варки в жидкостях. Наиболее распространенное мнение - опасение что это да возможно, и поскольку тут идет речь об однозначном запрете Торы, то соответственно и существует запрет на то, чтобы разогреть суп на вторую трапезу.
Я не стал бы утомлять вас этими банальными вещеами если бы не одно любопытное и думаю не всеми принимаемое галахическое решение, которое предлагается в статье на линке. Для не владеющих ивритом - предлагается поставить шаббатнюю плату на шаон шаббат ( реле) и когда она будет выключена- поставить на нее кастрюлю с жидкой пищей, а когда она включится- пища подогреется сама по себе. Не думаю что многие сразу будут так делать, может быть ситуация, когда такое решение может пригодиться.
P.S.
Данный сайт базируется на галахических постановлениях Маран Ришон Лецион Овадия Йосеф Шлита.
nmf

"суббота для человека, а не человек для субботы"

Известно, что эти слова считают парафразой на слова Талмуда.
На сколько понимаю, отсюда:
רבי יונתן בן יוסף אומר (שמות לא) כי קודש היא לכם היא מסורה בידכם ולא אתם מסורים בידה
יומא פה, ב
"она (суббота) дана вам, а не вы ей"
Или есть ещё ссылки в Талмуде?
В связи с этим, есть ли в этом параллель с тем что Давид взял хлебы предложения в минуты голода. Какой галахический комментарий на действия Давида в этом эпизоде? "(7) И дал ему священник святое, ибо не было там хлеба, кроме хлебов предложения..." (ШЕМУЭЙЛ I, 21)
nmf

суббота, но Земли

Заповедь о шмите, представляется, нельзя выполнить буквально понимая. Ведь нельзя же сохранять виноград, овощи, фрукты, - два года. Жить на сухофруктах и вине - не выход, особенно в наше время, век картошки и помидоров.
Да и зерновые, если всё-таки неурожай, война, или ещё чего, неужто погибать с голода.
Покупать у неевреев, тоже не для этого предназначенны законы Торы.
Покупать у неевреев, истощающих Землю, это примерно как отдать жену чужому, "чтобы не истощать самому".
Если бы было осознание, того что покупать у неевреев, не более праведно, чем оставлять под паром разные участки земли в разные годы, то нашлось бы и соответствующее истолкование заповеди о шмите, позволяющее землю не истощать, святость к ней проявлять, и в зависимость от неевреев не идти.
В стихе:
"/6/ И БУДЕТ СУББОТА ЗЕМЛИ ВАМ В ПИЩУ, ТЕБЕ И РАБУ ТВОЕМУ, И РАБЕ ТВОЕЙ, И НАЕМНИКУ ТВОЕМУ, И ПОСЕЛЕНЦУ ТВОЕМУ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ У ТЕБЯ.",
Раши комментирует слова:
"и твоему наемному работнику, и твоему поселенцу" - Также и чужеземцам.
То есть неевреев кормить полагается, а не кормиться у них.

Если ранее сельское хозяйство было наибольшим в хоздеятельности людей, у большинства были свои поля, то сейчас, в отличие от тех времён, нет у каждого своего поля где лук сам выростет.

Рад буду замеченным неточностям и замечаниям.

Пасхальная Агада

Пасхальная агада.

Для замученных предпасхальной уборкой напоминаю, что рассказ об Исходе из Египта в пасхальную ночь является заповедью Торы, ничуть не уступающей по значению заповеди есть мацу в Песах. Collapse )

Это я к тому, что тот, кто прослушал агаду 120 раз, отличается от того, кто прослушал ее только 119.
До 120 всем нам.

Заборы вокруг козленка в молоке

Уважаемые господа и товарищи.
Приветствую новый форум, и обязуюсь впредь не засорять ЖЖ Нехамы теологическими дискуссиями.

Прочла я вот это - целую книгу
http://www.machanaim.org/yearroun/in_mm.htm
и призадумалась.
Целая книга посвящена отделению козленка от молока.
Объясняется (без малейшего логического обоснования) - почему козленок означает любое домашнее животное. Потом накручиваются запреты вплоть до "погружения ложки", "нахождения на одном столе", и вплоть до "запаха", который может быть "впитан посудой". Все это очень интересно.

Примерно столько же заборов построено вокруг шаббата. Типа приравнивания включения электрического выключателя - к строительным работам. (Кстати - а водопроводный кран разрешается открывать ?)

И вот какой вопрос у меня возник.
Строят ли столько же заборов - вокруг других заповедей ?
Относящихся к группе "между человеком и его товарищем".

Например - заповедь "не брать процентов по ссуде".
Кстати, эта заповедь повторяется несколько раз - как и про козленка.

Если начать "обносить ее заборами" с той же тщательностью - первым делом надо запретить банки.
Кстати, я слышала про "юридическую фикцию" - оформлениние ссуды, как "бизнес-партнерства".
Но у рава Штейнзальца во "Введении в Талмуд" написано совершенно четко, что это незаконно. При "партнерстве" проценты должны платиться только в случае наличия реальной прибыли. А покупка "домашних вещей" - уж никак не подходит под "бизнес".
Вторым этапом "заборостроения" будет запрет аренды. Потому что дача имущества мало отличается от дачи денег. На деньги ведь можно купить имущество, вместо того, чтобы прямо давать ссуду под проценты.
И вообще - от имущества "исходит запах денег".
Третий этап - надо запретить вообще давать деньги взаймы. А то вдруг кто-то случайно при возврате денег случайно даст лишнюю бумажку.

Или заповедь "Перед слепым не ставь претыкания", которая означает запрет пользоваться чьей-то неосведомленностью, малограмотностью.
Разве ее соблюдают ведущие бизнес ? (В том числе - ортодоксальные евреи, которые никогда не положат на один стол сыр и мясо).
Вся реклама, вся торговля - направлены на то, чтобы представить товар в налучшем свете, как-то доказать, что он - лучше, чем у конкурентов, даже если это не соответствует действительности.

А теперь - внимание, вопрос.
Есть ли на Маханаиме статьи, подобные той, на которую я сослалась в начале - по поводу "заборов" вокруг "человеческих" заповедей ? Типа - не убивай, не кради, не обижай пришельца, да будет у тебя один закон и одна мера.