Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Orange
  • bisyaka

Лаван и Фараон

/25/ И БЫЛО ПОСЛЕ ТОГО, КАК РАХЕЛЬ РОДИЛА ЙОСЕФА, СКАЗАЛ ЯАКОВ ЛАВАНУ: "ОТПУСТИ МЕНЯ, И УЙДУ В СВОЕ МЕСТО И В СВОЮ СТРАНУ. /26/ ОТДАЙ ЖЕН МОИХ И ДЕТЕЙ МОИХ, ЗА КОТОРЫХ Я СЛУЖИЛ ТЕБЕ, И ПОЙДУ! ТЫ ЖЕ ЗНАЕШЬ МОЮ СЛУЖБУ, КОТОРУЮ Я СЛУЖИЛ ТЕБЕ". /27/ И СКАЗАЛ ЕМУ ЛАВАН: "О, ЕСЛИ БЫ Я НАШЕЛ МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ! ДОГАДАЛСЯ Я, ЧТО БОГ БЛАГОСЛОВИЛ МЕНЯ РАДИ ТЕБЯ".

В Пасхальной Агаде, в разделе "Це улмад" есть сравнение Лавана и Фараона, которое оказывается не в пользу Лавана. С другой стороны, даже тексты этих историй во многом похожи. Я приведу здесь те пункты, которые сразу приходят в голову. Они как бы на поверхности. Наверняка, кому-то из комментаторов Торы эти мысли уже приходили в голову.

1. В обеих историях про Яакова и Моше используется один и тот же глагол: "шалхени" (Яаков), "шлах эт ами" (Моше).
2. И тому, и другому велит уходить "в свою страну" Бог.
3. И тот и другой выходят в путь с женщинами и детьми и скотом (именно по поводу женщин и скота Фараон спорит с Моше!)
4. И тот и другой выходят с огромным богатством.
5. В случае с Яаковом Рахель ещё прихватила и идолов отца, а в случае Моше женщины из взятого у египтянок золота потом сделают Золотого Тельца.
6. Лаван переменял плату Яакову 10 раз, а фараон согласился отпустить евреев только после 10-и казней.
7. И в том, и другом случае и Лаван, и Фараон пускаются в погоню через 3 дня и настигают беглецов (но с разными последствиями).
8. И бегство Яакова от Лавана и выход из Египта связаны по смыслу с личностью Йосефа.

Что говорят на эту тему комментаторы? Раши, мне кажется, ничего не говорит на эту тему...
гарфильд
  • il972

Почему только евреи должны освящать Шаббат?

Если дано, что:
 וַיְבָרֶךְ אֱלֹהִים אֶת-יוֹם הַשְּׁבִיעִי, וַיְקַדֵּשׁ אֹתוֹ:  כִּי בוֹ שָׁבַת מִכָּל-מְלַאכְתּוֹ, אֲשֶׁר-בָּרָא אֱלֹהִים לַעֲשׂוֹת.
То при чем здесь евреи? 
Как вопрошали ересиархи Средневековья, "Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был дворянином евреем?"

То есть я слышал про Декалог, и в курсе, что евреи обязаны соблюдать Шаббат. Вопрос, однако, почему неевреи не должны?

Про разбитую чашу

Средневековая японская притча.

У царя разбилась драгоценная чаша, он не знал, как ее собрать заново, позвал разных мастеров. Они клеили клеем, скрепляли ободами, но все это не понравилось царю - чаша не становилась как прежде.

Потом пришел мастер, который, просто собрав из осколков, обозначил и подчеркнул все линии разлома золотом. Эту работу царь принял. Чаша стала качественно лучше, чем прежде.

Средневековые японцы не знали, что это история про тшуву.

Гмар хатима това!

запад и ближний восток - логика Амана и логика Фараона

В Танахе есть две сценария решения еврейского вопроса с разными причинами и разными методами достижения цели и есть соответсвующие 2 силы спасающие от этого. И также посмотрим как это связано с последним временем, выйдем на это через смысл и слова Виленского гаона.
и также не забудем подумать в связи с этим над тем как реализовать задание Всевышнего быть "светом для народом" в плане наступающего рано или поздно кризиса в сфере энергетики .

Collapse )

Эрев Шабат как время раскрытия принципа Йосефа

Почему нужно много заниматься материальными делами (например постройка государства) перед приходом Машиаха? Потому что грядущий мир подобен Шабату, а в Шабат нельзя войти просто так без переходного периода Эрев Шабат. 
Почему? И что такое Эрев Шабат?

Collapse )

А.И. Гешель. «Б-г ищет человека»

Давным давно искал эту книгу Гешеля – «Б-г ищет человека». Гешель считается одним из виднейших религиозных философов иудаизма 20 века. См. о нем в «Вики». Наконец, нашел, и сел переводить. Вот самое начало.
http://kabbalah-live.ru/filosofiya/b-g-ishhet-cheloveka/
гарфильд
  • il972

А был ли Исход?

Предыдущий мой пост про исторические подробности Исхода из Египта привел к длительной дискуссии, в которой утонул один принципиальный момент - вопрос исторической реальности самого события, послужившего основой того, что мы называем Исходом из Египта. Проще говоря - а был ли Исход?
Collapse )
гарфильд
  • il972

Судьба фараона

Кстати про "переход через Красное море". 
Есть два распространенных заблуждения: одно, о котором многие, я думаю, знают - Ям Суф (Тростниковое море) НЕ есть Красное море. 
А вот второе заблуждение сохранилось значительно лучше - почему-то считается в евр. традиции, что фараон погиб вместе со своим войском. Между тем, это фактически не верно. Collapse )
гарфильд
  • il972

Йсайя и Рождество

На Рождество христиане обычно цитируют следующий текст: Ибо младенец родился нам -- Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. ( Исайя 9:6).
Вот он в оригинале:

כִּי-יֶלֶד יֻלַּד-לָנוּ, בֵּן נִתַּן-לָנוּ, וַתְּהִי הַמִּשְׂרָה, עַל-שִׁכְמוֹ; וַיִּקְרָא שְׁמוֹ פֶּלֶא יוֹעֵץ, אֵל גִּבּוֹר, אֲבִי-עַד, שַׂר-שָׁלוֹם.  ו לם רבה (לְמַרְבֵּה) הַמִּשְׂרָה וּלְשָׁלוֹם אֵין-קֵץ, עַל-כִּסֵּא דָוִד וְעַל-מַמְלַכְתּוֹ, לְהָכִין אֹתָהּ וּלְסַעֲדָהּ, בְּמִשְׁפָּט וּבִצְדָקָה; מֵעַתָּה, וְעַד-עוֹלָם, קִנְאַת יְהוָה צְבָאוֹת, תַּעֲשֶׂה-זֹּאת.
И как мы это объясняем? И что мы на это нашим друзьям-христианам отвечаем?
Самый сильный ответ дали, как мне кажется, фальсификатор переводчик закрытого Мосада Рава Кука:

(5) Ибо родился у нас мальчик, сын дан нам; власть на плечах его, и наречено ему имя Пэле-йоэйц-эйль-гиббор-авиад-сар-шалом. (6) Для приумножения власти и бесконечного мира на престоле Давида и в царстве его, для укрепления и поддержки ее правосудием и праведностью отныне и вовеки сделает это ревность Г-спода Ц-ваота.

И нет вопросов! 
А все-же, что это значит? - вот о чем молчит наука!


pinchas
  • pinchas

Несовершенство Машиаха и теологические следствия из этого

Как известно рав Кук еще в 1904 г. провозгласил, что сионистское движение Герцеля является категорией Машиах бен-Йосеф, и на этом положении основана значительная часть идеологии религиозного сионизма. Это положение вызывает критику оппонентов, указывающих на огромное число недостатков у сионистского движения и нынешнего Государства Израиль у него во всех сферах.

С другой стороны, значительная часть Хабада продолжает считать Ребе Машиахом, - что вызывает критику оппонентов, указывающих на то что Ребе не имел, например, полномочий царя Израиля, и уже поэтому не может считаться Мащиахом, и т.д.

Эти подходы обычно представляются полностью противоречащими друг другу. Однако, возможно, есть путь не только разрешить противоречие, но и продвинуться в понимании природы Машиаха.

Для этого нужно отказаться от положения (на самом деле, ни на чем не основанного, но распространенного в общественном сознании в Израиле и в мире) что понятие «Машиах» это один из синонимов понятия «совершенства». Ни Государство Израиля, ни Любавический Ребе  совершенством отнюдь не являются и не являлись.

А если Машиах отнюдь не является совершенством (и кстати, Машиах бен-Давид тоже не будет совершенством, а будет только некоторой стадией развития, и достижение уровня Машиах бен-Давид не означает остановки и конца истории, а означает выход на новый этап этой истории, с продолжением развития человечества и его диалога с Богом) - то нам следует изменить терминологию: ею должно быть не вопрос объявление кого-то или чего-то Машиахом, а обсуждение того, является ли это «частично-Машиахом», т.е. одним из важнейщих этапов общемирового мессианского процесса.

Возможно, именно в этом плане конфликт различных подходов к Машиаху может быть разрешен. Понимание несовершенства Машиаха может стать одним из элементов нашего совершенствования.